20 сентября 2024 года
Арктическая одиссея курсантов-ядерщиков МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Первые 10 курсантов-ядерщиков вернулись после прохождения 4-х месячной плавательной практики в Мурманске и Дудинке на атомных ледоколах ФГУП «Атомфлот». Это практическое воплощение в жизнь одного из важнейших проектов Морского университета «Дальневосточный центр морских ядерных компетенций», который стартовал в 2022 году по программе «Приоритет – 2030. Дальний Восток». 

В рамках данного проекта в МГУ им. адм. Г.И. Невельского осуществляется подготовка морских инженеров (судовых механиков и электромехаников) в сфере эксплуатации судовых ядерных энергетических установок совместно с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ».

Перед началом плавпрактики курсанты прошли обязательную практическую подготовку и изучили специализированные дисциплины по ядерной физике, работе с радиоактивными источниками, дозиметрическому контролю на базе Обнинского филиала НИЯУ МИФИ.  

Четыре месяца практики позволили курсантам полюбить арктические просторы, понять особенности работы на атомных судах и впервые ощутить себя частью полярного братства – моряками-ледокольщиками. Курсанты единодушны в своем мнении – Север их покорил! И сегодня они делятся впечатлениями о плавательной практике, которая прошла в рейсах по Севморпути.

Курсант Юлия Козяр: «Мое впечатление об этой практике оказалось сильнее моих ожиданий. Это был незаменимый для меня опыт работы на судне с атомным реактором. Очень дружный и отзывчивый экипаж, передовое оборудование и невообразимый комфорт судна заставили меня позабыть о доме, я пропиталась всей этой морской арктической романтикой.

Работа судового электромеханика заключается в техническом обслуживании, диагностике неисправностей, ремонте и настройке различных электроустановок на судне. Эта профессия играет ключевую роль в обеспечении безопасности, эффективности и надежности электрических систем. Как девушка-электромеханик могу сказать, что вся эта нагрузка не была для меня большой, достаточно иметь знания и профессиональные компетенции и любые задачи будут казаться простыми для выполнения.

Касательно полярного климата отмечу, что было необычно в летнее время жить как зимой, когда тебя окружают сплошные льды, а температура опускается до минус 30 градусов. Все мы привыкли в ночное время отдыхать, когда на улице темно и тихо. А теперь представьте, что вы спите при очень ярком свете в 3 ночи из-за полярного дня под вибрацию корпуса ледокола от ломки льда на протяжении четырёх месяцев. Необычно, не так ли? В первые дни, конечно же, было непривычно просыпаться в 2 часа ночи думая, что уже 15 часов дня. Но всё это мелочи по сравнению с тем, какую уникальную природу нам довелось увидеть. Например, белых медведей на льдинах возле судна, нерп, полярных зайцев и даже моржей.

Первая девушка-ядерщик на Дальнем Востоке? Да, это я! Почему я приняла столь необычное решение? Как выразился известный писатель Джим Лоулес: «Иди туда, где страшно. Именно там ты обретёшь силу». Когда мне предложили пойти на плавпрактику на ледокол ФГУП «Атомфлот», я, недолго думая, согласилась, ведь когда ещё выпадет такой шанс круто изменить свою жизнь. Теперь я являюсь частью большой команды атомного флота и ни о чём не жалею.

Напоследок хочу сказать, что изменения – это закон жизни. И те, кто смотрит только в прошлое или только на настоящее, бесспорно, пропустят будущее».

Курсант Илья Пирожков: «В 2023 году, когда я был на 2 курсе на производственной практике, узнал, что в Морском университете открывается набор на новую образовательную программу «Эксплуатация электрооборудования и средств автоматики судов с ядерными энергетическими установками». Эта новость сразу же меня заинтересовала. Углубившись в тему, я начал искать информацию об атомных ледоколах ФГУП «Атомфлот» и изъявил желание обучаться по этой новой программе.

На третьем курсе в начале второго семестра начались дистанционные занятия в ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Мы изучали ядерную физику, дозиметрию и теорию переноса нейтронов. Поначалу было нелегко изучать предметы, в которые никогда раньше не углублялся, но преподаватели старались максимально доступно и понятно объяснить новый материал. В начале марта мы с ребятами отправились в Обнинск для закрепления наших теоретических знаний на практике. В Обнинске мне понравились современные лаборатории, в которых мы работали, а также приятно было увидеть преподавателей, которые раньше вели у нас дистанционные лекции. Сдав все экзамены, мы отправились в Мурманск, чтобы пройти медкомиссию для плавсостава и передать все документы в офис «Атомфлота».

Когда мы подъезжали к офису этой компании, то увидели в порту громадные неописуемые по своим размерам атомные ледоколы. Впечатление было непередаваемое, сразу усилилось желание подняться поскорее на их борт. Нас распределили проходить практику на самом современном атомном ледоколе «Урал», на котором мы вместе с экипажем отправились в Дудинку. Ледокол поражал своими размерами, своей мощностью, и тем с какой легкостью он проходил тяжёлые льды.

Атомный ледокол «Урал» – настоящий богатырь, построен на Балтийском заводе в Северной столице по заказу Росатома, является одним из самых больших и мощных в мире. Он обеспечивает круглогодичную навигацию в Западном районе Арктики. Арктический гигант в длину – 173 метра (это полтора футбольных поля). В ширину – 34 метра. Высота от глади воды – полсотни метров. Это почти как двадцатиэтажный дом. Но главная «изюминка» – под водой. «Урал» имеет универсальную двухосадочную конструкцию, которая позволяет ходить как в глубоких арктических водах, так и в устьях сибирских рек. В «сердце» атомохода – два ядерных реактора. При этом конструкторы позаботились о нуждах экипажа, которому придется долгие месяцы находиться посреди белого безмолвия. На борту предусмотрено все – от бассейна и сауны до Wi-Fi в каждой каюте. 

С экипажем у нас сразу же сложились хорошие отношения. Они всегда были готовы помочь, когда мы приходили к ним с вопросами, всегда подсказывали и помогали нам в работе по программе плавпрактики. Я узнал много нового и получил большой опыт, с нетерпением жду новой практики, чтобы снова подняться на борт атомного ледокола».

Курсант Денис Енчу: «Самый распространённый вопрос в любой работе – это вопрос перспективы и заработной платы работников?». На единственном в мире атомном ледокольном флоте для молодых специалистов много так называемых «плюшек». Например, жилищная программа. В случае, если работник решил улучшить свои жилищные условия, то он может участвовать в ней. Предприятие компенсирует процентную ставку ипотечного договора (не более 9,7 %). Поездки в санатории на всех членов семьи на территории РФ с оплатой проезда и проживания, бесплатное медицинское обслуживание и многое другое.

Заработная плата сотрудников атомного флота очень достойная. Также компания оплачивает дорогу до места работы, так называемого «места посадки на судно». На судах ФГУП «Атомфлот» очень дружные экипажи, каждый готов помочь молодым специалистам в любую минуту решить любые вопросы».

Наши курсанты с нетерпением ждут начала следующей плавательной практики в северных широтах, осуществлен новый набор на программу. Это вселяет надежду, что на Дальнем Востоке страны начало формироваться новое поколение моряков-ледокольщиков. Они продолжат вписывать новые страницы в историю ледокольного флота и освоения Арктики, которые до них были созданы знаменитыми ледовыми капитанами и старшими механиками Дальневосточного морского пароходства в военное и мирное время.

 

Пресс-центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

20 сентября 2024 года