25 мая 2022 года
Любовь капитана Кремса к парусу помогала в шторм выйти победителем

С 18 апреля по 22 июня Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проводится патриотическая акция «Научный полк».

В рамках акции на разных информационных ресурсах будут публиковаться материалы, посвященные значимым  историям о студентах, преподавателях и выпускниках учебных заведений в годы Великой Отечественной войны.

В этом году студенческое научное общество МГУ им. адм. Г.И. Невельского решило поддержать акцию и внести вклад в сохранение памяти Великой Победы.

Кремс  Арнольд Карлович, выпускник Владивостокского морского техникума 1928 года, капитан дальнего плавания. Во время Великой Отечественной войны капитан Кремс, командуя пароходами «Скала» и «Валерий Чкалов», перевозил оборонные грузы необходимые на фронте и в тылу.

Арнольд Карлович Кремс был по национальности латыш. Его детство прошло в городе Валга на границе между Эстонией и Латвией. Как многие прибалтийские мальчишки, он мечтал о море, но, когда впервые побывал в Риге и увидел настоящие морские суда, море стало целью его жизни.

В 1917 году Арнольд  Кремс закончил городское училище. Вместе с такими же мальчишками-мечтателями как он сам добрался до Керчи, где поступил в мореходное училище. Не закончив его, Арнольд Кремс с группой товарищей-мореходов отправился во Владивосток. Во Владивостоке Кремсу удалось устроиться матросом на небольшой буксирный пароход «Диомид». Позже он перешел на парусную шхуну «Брюханов». Ему всегда была по душе работа с парусами.

Только в 1925 году Арнольд Кремс получил возможность доучиться. В 1928 году он окончил Владивостокский морской техникум. После окончания учёбы, Арнольд Кремс работал помощником капитана. В декабре 1929 года он был в составе экипажа небольшого судна «Охотск», державшим путь во Владивосток вдоль Курильской гряды. Во время жестокого шторма на судне вышел из строя двигатель. Оно стало игрушкой волн. Поднятый на мачте штатный парус ураганным шквалом был разорван в клочья, судно сносило на скалы острова Симушир. Будучи вторым помощником капитана, набравшийся плавательного опыта моряк Кремс, предложил и организовал сооружение импровизированного паруса из трюмного брезента. Парус с большим трудом подняли, что помогло «Охотску» миновать грозные скалы острова Симушир и пройти в Охотское море. Такой же прием использования трюмного брезента для управления судном А.К. Кремс применил на пароходе «Скала», когда тот потерял руль. Пароход смог пересечь Японское море и подойти к берегам Приморья, где его ждали спасатели.

На крупнотоннажном пароходе «Скала» А.К. Кремс проработал капитаном 12 лет. На нем Кремс осуществлял перевозки воинских и народно-хозяйственных грузов во время Великой Отечественной войны. По инициативе А.К. Кремса экипаж «Скалы» включился в патриотическое движение по сбору средств на вооружение для Красной армии. Многие тысячи рублей из личных средств были внесены моряками. А.К. Кремс из своих личных денег внес 10000 рублей.

Капитан Кремс хорошо послужил своей Родине, и его труд во славу Отечества отмечен наградами: орденами Красного Знамени и Знак Почета и многими медалями. А.К. Кремс – Почетный работник морского флота.

Профессор кафедры истории и политологии и государственно-правовых дисциплин Р.Н. Паршуков в своих воспоминаниях отмечал, что А.К. Кремса часто приглашали в Морской университет на  встречи с курсантами, как выпускника вуза и ветерана Дальневосточного морского пароходства.

Материал подготовила студент 1 курса СМФ Селезнёва Виктория.

25 мая 2022 года