11 февраля 2022 года
Корейский полуостров: зона неопределённости

9 февраля в МГУ им. адм. Г.И. Невельского в онлайн-формате состоялся очередной, 19-й по счету с 2003 года, экспертный круглый стол «Ситуационный анализ на Корейском полуострове», организованный НОЦ морского транспорта и пространственной логистики совместно с редакцией научного журнала «Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education». В его работе приняли участие 10 экспертов из Морского университета, ДВФУ, ДВО РАН.

Участники мероприятия обсудили два основных вопроса: что происходит в КНДР, которая уже два года находится в режиме полной самоизоляции из-за коронавируса, и предстоящие через месяц президентские выборы в Республике Корея.

Как известно, Северная Корея первой в мире полностью закрыла свои границы еще в январе 2020 года, за три недели до официального начала пандемии COVID-19. Такая самоизоляция не могла не отразиться на экономической ситуации, в том числе в области обеспечения населения продуктами питания. Дальнейшие планы руководства КНДР по противодействию пандемии неизвестны. Официальные СМИ страны выражают сомнения в эффективности вакцинации и призывают готовиться к затяжной войне с коронавирусом – в течение 3-5 лет. Скорее всего, открытие границ будет зависеть не от эпидемиологической ситуации, а от внутриполитических соображений северокорейского руководства. Нынешняя пандемия может быть и выгодна руководству КНДР, так как на нее можно списать любые ошибки и провалы в экономике.

При этом КНДР не только не снизила, но наоборот, нарастила активность в ракетно-ядерной сфере. В январе с.г. проведено сразу семь испытательных пусков различных ракетных систем, в том числе гиперзвуковых (во всяком случае, так утверждают в Пхеньяне). Как отметили эксперты, КНДР не останавливают ни призрак скорого голода, ни явное недовольство Китая, принимающего в эти дни зимние Олимпийские игры.

9 марта с.г. в Южной Корее пройдут президентские выборы. Явного фаворита в них пока нет. В ходе дискуссии о возможном исходе выборов, а также о том, как их итоги отразятся на общей военно-политической и экономической ситуации в СВА и в России, были высказаны оригинальные идеи, предположения и оценки. Особый акцент был сделан на вариантах реализации запланированных и перспективных проектов международного экономического сотрудничества. При этом было отмечено, что эйфория от возможности быстрой нормализации межкорейских отношений в Республике Корея постепенно проходит. Избирателей гораздо больше волнуют такие проблемы, как права ЛГБТ-сообщества, закредитованность населения, недоступность ипотеки, введение выплаты безусловного базового дохода всем гражданам.

Отдельно обсуждался вопрос о влиянии Китая на ситуацию вокруг Корейского полуострова. Для обоих Корейских государств КНР – это главный экономический партнер. Однако у Пекина наметились серьезные проблемы глобального масштаба – противостояние с США и Западом, недовольство односторонними действиями Китая по «борьбе» с коронавирусом, негативно влияющими на мировую систему логистики. Наконец, январские события в Казахстане и кризис вокруг Украины поставили под сомнение реализуемость главной Евразийской инициативы председателя Си Цзиньпина – «Один Пояс, Один Путь» (Belt and Road Initiative). Для Кореи это только добавляет неопределенности, для России –  открывает новое окно возможностей…

С.М. Смирнов, эксперт

11 февраля 2022 года