28 июля 2021 года
В центре подготовки научно-педагогических кадров успешно завершилась государственная итоговая аттестация

Аспиранты МГУ им. адм. Г.И. Невельского, обучающиеся по направлениям подготовки 26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения водного транспорта» и 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» успешно прошли государственную итоговую аттестацию, которая включала два аттестационных испытания.

Первый этап включал оценку теоретической и практической подготовки аспирантов на государственном экзамене и показал достаточно высокий уровень сформированности компетенций выпускников.

Аспиранты представили и защитили научные доклады об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) с оценками на «хорошо» и «отлично».

ГЭК по направлению подготовки 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» под председательством Шумского Алексея Евгеньевича, доктора технических наук, профессора, профессора кафедры менеджментаШколы экономики и менеджмента ДВФУ высоко оценила качество научных исследований, проведенных аспирантом кафедры автоматических и информационных систем Чумаковой Ксенией Николаевной по теме «Синтез алгоритмов и систем управления движением судна по траектории на основе градиента вспомогательных функций». Научно-квалификационная работа (диссертация) выполнена под руководством доктора технических наук, профессора Дыда Александра Александровича.

В научно-квалификационной работе (диссертации) Ксения Чумакова показала способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений в области обеспечения безопасности мореплавания. Аспирант продемонстрировал владение современными методами системного анализа, теорией дифференциальных уравнений, современной теорией автоматического управления, математического анализа, компьютерного моделирования, теорией адаптивного управления. Проведенное исследование отличается актуальностью, поскольку направлено на совершенствование систем управления движением судна, которые являются одним из важнейших фактором безопасного судовождения, необходимость разработки которых определяется новыми подходами к созданию систем управления движением судна, в том числе по заданному маршруту, или траектории. Достоверность и обоснованность полученных аспирантом результатов подтверждается экспериментальной проверкой, разработанных алгоритмов управления движения судна по траектории на базе БЭК в реальных морских условиях. Аспирантом выполнен краткий анализ особенностей математических моделей движения судна по траектории, разработаны алгоритмы и системы идентификации параметров математической модели по экспериментальным данным; выполнено моделирование алгоритмов и систем управления движением судна по траектории, основанных на градиенте вспомогательной; проведены численные эксперименты по проверке теоретических результатов. Разработан алгоритм адаптивной коррекции движения судна по маршруту для повышения точности движения судна по траектории при наличии морского течения.

ГЭК по направлению подготовки 26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения водного транспорта», профиль «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» под председательством Самсонова Анатолия Ивановича, доктора технических наук, профессора, профессора отделения машиностроения, морской техники и транспорта Инженерного департамента Политехнического института (Школы) ДВФУ заслушала научный доклад аспиранта кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания Семенюк Людмилы Анатольевны на тему «Сравнение и совершенствование комбинированной очистки моторного масла в судовых дизелях фильтрованием и центрифугированием» под руководством доктора технических наук, профессора Кича Геннадия Петровича.

В научно-квалификационной работе (диссертации) Семенюк Л.А. продемонстрировала владение современными методами решения вопросов совершенствования эффективности очистки моторного масла, которые становятся все более значимыми с учетом развития флота и ужесточения требований к качеству используемых масел и топлив. Практическая ценность научно-квалификационной работы (диссертации) заключается в том, что в ней предложены новые научно-технические решения, направленные на повышение эффективности качества очистки ММ за счет решения комплексного подхода. Актуальность научно-квалификационной работы (диссертации) обусловлена ужесточением условий функционирования моторного масла (ММ) в системах смазки (СС) судовых тронковых дизелей. Концепция научно-квалификационной работы (диссертации) основана на проведении исследований для совершенствования методов повышения эффективности очистки ММ. На их основе сформулированы принципы и предложены способы комбинированной очистки масла, наиболее полно реализующие достоинства фильтрования и центробежного разделения. Исследование построено на мониторинге эффективности комбинирования фильтрования  и центрифугирования при очистке ММ на судах. Сравнение эффективности ведется в противопоставлении качества очистки масла, достигаемого штатными агрегатами и альтернативного выполненным разработкам маслоочистительного комплекса, включающего полнопоточные фильтр и центрифугу с реактивным приводом. Достоверность экспериментальных результатов и адекватность полученных моделей доказана по различным критериям и демонстрируют возможность применения предложенных моделей на практике.

ГЭК по направлению подготовки 26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения водного транспорта», профиль «Эксплуатация водного транспорта, судовождение» под председательством Антоненко Сергея Владимировича, доктора технических наук, профессора, профессора Департамента морской техники и транспорта Политехнического института (Школы) ДВФУ оценила научный доклад аспиранта кафедры судовождения Швецовой Анастасии Федоровны на тему «Разработка методов управления движением судов», выполненный под руководством доктора технических наук, профессора Лентарева Александра Андреевича.

Проведенное исследование Швецовой А.Ф. отличается актуальностью, поскольку направлено на разработку методов управления большим количеством судов в условиях стеснённого движения. Значимость научно-квалификационной работы (диссертации) обусловлена важностью новых теоретических знаний, полученных в результате моделирования, которые описывают процесс движения судов на ограниченном водном пространстве не только с позиций обеспечения безопасности мореплавания, но и с учётом эксплуатационных аспектов судопотока, как большой динамической системы. Концепция данной научно-квалификационной работы (диссертации) основана на заключении о том, что изучение закономерностей движения большого количества судов в стёснённых водах и взаимодействия судопотоков возможно только на основе моделирования таких процессов. В качестве метода моделирования на основе анализа литературы был выбран метод статистических испытаний (метод Монте Карло). Полученные в научно-квалификационной работе (диссертации) зависимости служат основой для разработки методов управления движением большого количества судов, когда путём целенаправленного регулирования одним параметром можно достигать заданных значений других. Такой подход к исследованию поставленной проблемы и полученные при этом результаты в положительном смысле характеризуют данную работу, поскольку ранее такой подход не использовался.

По итогам заседаний ГЭК было отмечено, что представленные аспирантами университета научно-квалификационные работы выполнены на высоком научном уровне, актуальны, соответствует современному состоянию науки, техники и производства и перспективны для дальнейшего завершения и защиты в диссертационном совете университета.

Комиссиями единогласно принято решение присвоить аспирантам квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдать дипломы об окончании аспирантуры.

В ближайшее время тексты диссертаций будут доработаны аспирантами и представлены в диссертационный совет на соискание учёной степени кандидата наук.

В адрес аспирантов прозвучали пожелания от помощника ректора по научной работе Холоша Михаила Васильевича  и научных руководителей о скорейшей и успешной защите диссертаций, воплощения научных идей и творческих замыслов, профессиональной реализации.

 

Центр подготовки научно-педагогических кадров

Пресс-центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

28 июля 2021 года