10 июня 2021 года
Годен или свободен?

Для многих курсантов реальный опыт работы на судах ДВМП, полученный еще в период прохождения практики, определяет их дальнейшую профессиональную судьбу. Важную роль в принятии решения о будущей профессии играют наставники. Мы провели блиц-опрос, чтобы узнать, каково это одним учить, а другим учиться морской профессии.

Юрий Рогальский, боцман теплохода «ФЕСКО Наварин», стаж работы в ДВМП 10 лет

Как наставник ежегодно на протяжении уже нескольких лет руковожу практикой курсантов. Чаще всего это курсанты МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Морского инженерского колледжа. Передача знаний и опыта от  моряков-наставников новому поколению – это важная часть вхождения в морскую профессию. В силу, наверное, возраста и темперамента общий язык с практикантами находить не всегда легко, порой возникают недопонимания, но, как правило, на саму работу это сильно не влияет.

Самое главное, что я пытаюсь донести до курсантов во время практики, это то, что детство закончилось, и теперь им самим необходимо принимать решения и самим за них отвечать. Курсантов приходит много, все они разные, по темпераменту, уровню подготовки, но понять, выйдет ли из курсанта хороший моряк или нет, можно уже в ходе его практики на судне. Если у человека нет интереса к делу, он не прилагает усилий, чтобы получить новые знания и опыт, то, скорее всего, это случайный человек на флоте.

Всем курсантам, собирающимся на морскую практику, посоветовать могу только одно – посерьёзней относиться к учёбе, чтобы на практику они приходили с хорошей теоретической базой знаний.

Фурзиков Ростислав, матрос 1 класса, курсант МГУ им. адм. Г. И. Невельского, судоводительский факультет

Для меня это уже четвертая морская практика за время учебы. Практика этого года вызывает только хорошие эмоции, так как экипаж на судне собрался замечательный. И отношения с наставником, боцманом Юрием Яковлевичем Рогальским, отличные. Всегда помогает по любому вопросу.

Например, за время практики я стал лучше разбираться в документации, знаю, какие документы и за что отвечают.

В целом морская практика проходит хорошо и каких-то сложностей у меня не вызывает. Из важного, наверное, хочется отметить, что теория в вузе и реальная работа на судне имеют свои отличия. Не все, что дают в теории, актуально в настоящее время и на практике легче усвоить, как устроен тот или иной процесс. В будущем планирую связать свою жизнь с морем, поэтому сейчас стараюсь закрепить те знания, которые я получил в течение учебы, так сказать, на практике.

 Капитулин Виталий, электромеханик теплохода «ФЕСКО Наварин», стаж работы в ДВМП 10 лет

Так уж выходит, что практически каждый контракт выполняю роль наставника при прохождении практики будущими моряками. Это не всегда курсанты МГУ, бывают и учащиеся из других учебных заведений, в том числе и средне-специальных. В наставничестве уже около 5 лет и для меня это возможность передать свой опыт и любовь к профессии другим людям. Человек я открытый, поэтому для меня никогда не было проблемой найти общий язык с приходящими практикантами.

Для успешного вхождения в специальность курсанту с самого начала нужно четко усвоить два важных принципа. Первый из них – электромеханик несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь всего экипажа. От его профессионализма и ответственности зависит надежность работы систем управления и жизнеобеспечения судна. Второй принцип  - максимальная отдача в работе и постоянное профессиональное саморазвитие. Электромеханик – это единственный специалист своего профиля на судне. Молодому специалисту важно помнить, что в силу специфики своей работы в экстренной ситуации он вряд ли сможет получить помощь или профессиональную подсказку от кого-то из членов экипажа.  

Конечно, работа в море позволяет узнать человека достаточно хорошо, но вот говорить, выйдет ли из курсанта хороший или плохой моряк, по результатам только одной практики, я бы не стал.

Я всегда с большой благодарностью вспоминаю то время, когда и сам проходил морскую практику. Моим самым полезным и сильным наставником был старший электромеханик дизель-электрохода «Красин» Юрий Афанасьевич Яковлев. Самое главное, что я бы посоветовал тем, кто проходит морскую практику: «Не стесняйтесь задавать вопросы. Именно с этого и начинается ваше профессиональное развитие».

Лащенков Александр, практикант-электрик, курсант МГУ им. адм. Г.И. Невельского, электромеханический факультет

За все время учебы в вузе для меня это уже пятая практика. Я очень доволен, что проходить практику мне выпало на т/х «ФЕСКО Наварин», здесь хороший наставник и дружный экипаж. С моим наставником, электромехаником Виталием Капитулиным, у нас сложились отличные отношения.

В работе все получается. Мне сложно выделить что-то, что вызывало бы у меня при прохождении практики большие трудности. Когда ты их преодолел, они уже и не кажутся такими трудными. Если обязанности среди экипажа распределены хорошо, каждый знает свою работу, то и дело спорится.

Я стараюсь вникать в специальность, применять на практике ту теорию, которую нам дали в вузе, и нарабатывать практические навыки. Ведь электромеханик должен очень много знать и всегда совершенствоваться, а я планирую после получения диплома ходить в моря.

Фото автора.

Алексей Субботин,
руководитель направления по связям с общественностью Филиала ПАО «ДВМП» в г. Владивосток

10 июня 2021 года