2 июля 2020 года
К 130-летию со дня основания МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Любовь к электротехнике и творческий энтузиазм

В ноябре 2020 года исполняется 130 лет с того исторического момента, когда во Владивостоке были открыты Александровские мореходные классы, в которых начали обучать специалистов для работы на морских и речных судах гражданского флота России. За минувшие десятилетия морское образование претерпело многие преобразования и модернизации, но неизменными остались традиции подготовки российских моряков, которые сохраняются и поддерживаются в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Морской университет продолжает готовить профессиональные кадры для морской отрасли Дальнего Востока.

История становления морского образования очень наглядно просматривается через судьбы людей, особенно тех, кто свою жизнь посвятил преподавательской деятельности. Сегодня мы познакомимся с представителем плеяды энтузиастов 60-х годов прошлого века, которые вписали свои яркие имена в становление электромеханического факультета высшей дальневосточной мореходки.

Профессор Николай Прохорович Сологуб более 50 лет занимается подготовкой электромехаников и с полным правом его можно отнести к счастливому послевоенному поколению «шестидесятников». Он выпускник электротехнического факультета Дальневосточного политехнического института, который окончил в 1960 году. В эти годы в дальневосточном регионе страны строились новые заводы и расширялись старые. По распределению молодой специалист был направлен на Хабаровский авиаремонтный завод, где с первых дней проявил себя как инициативный и знающий дело инженер-энергетик. В 22 года Николай Прохорович был назначен главным энергетиком завода. За три года сумел перевести все технологические процессы завода на электронагрев, что позволило останавливать котельную завода на ремонт. До прихода в ДВВИМУ в его послужном производственном списке была также работа во Владивостоке в тресте Дальэлектромонтаж, прорабом (производителем работ) группы подготовки производства. В числе готовившихся объектов были КПД-210, трубный цех, крупные электроподстанции и старты межконтинентальных ракет в тайге под г. Арсеньевом, новый завод «Электродеталь» (сейчас это «Изумруд»). Главным инженером завода работал бывший преподаватель автоматики в ДВПИ Игорь Анатольевич Коссов. Он и сманил Николая Прохоровича на основное производство на должность начальника сборочного цеха.

Николай Прохорович Сологуб – коренной житель Владивостока. Он родился на Второй Речке, до войны это место называлось поселок Рыбак. Как он рассказывает, отец был родом с Украины из города Черкассы, затем семья переехала в Забайкалье на станцию Озерная, а оттуда – во Владивосток. Отца призвали в армию в 1943 году, когда ему было 39 лет. Их эшелон разбомбили, он оказался в госпитале с разбитым коленом, ногу ампутировать не дал (умер в 1985 году). Детство пришлось на военные, голодные годы, когда все продукты были по карточкам. Выживали за счет огорода.

– Ещё в школе у меня проявилась любовь к электротехнике. Помню, нашел на свалке старый однофазный асинхронный двигатель, много возился с ним. Отец вручную точил топоры, мне приходилось подолгу крутить точило. Вот я и подумал, что хорошо бы приспособить для этой цели двигатель, что и сделал, – рассказывает Николай Прохорович, – учился хорошо, аттестат получил с одной четверкой, решил – пойду на электротехнический факультет в политехнический институт. Правда, конкурс туда был в те годы огромный. В нашей группе половина студентов были медалисты.

После окончания института семья молодых инженеров приехала в Хабаровск на завод, в апреле 1961 года родилась дочь. Жили на квартире, комсомольская организация способствовала, профсоюз замолвил слово и им дали квартиру в новом офицерском доме, завод-то был военный.

– На заводе горели двигатели, две работницы постоянно сидели на перемотке. Решил выяснить – в чём дело. Открываю пускатели, а там нигде нет тепловых реле, точнее, нагревательных элементов в реле. Электрики на заводе были опытные и месяца за два все сделали, наладили реле. Двигатели перестали гореть. Ещё запомнилась история с котельной. Начальник котельной жаловался, что даже летом для ремонта углеподачу остановить нельзя. Я задумался, что можно сделать. Каждое воскресенье я уезжал с Большого аэродрома – там был завод- в Горьковскую библиотеку в Хабаровске. В библиотеке мне попалась книга «Трубчатые электронагревательные элементы», решил их сделать. Был у меня в помощниках парень, Валентин Алексеев, который учился в техникуме, все схватывал на лету, а также молодые инженеры из Томского политехнического Юра Вернигора и Гена Федосов. Мы в электромеханическом цехе стали делать по моим расчётам ТЭНы мощностью от сотен ватт до 12 киловатт в одном нагревателе. К 1962 году весь завод перевели на электронагрев. Котельную останавливали на лето. Начальник котельной всегда издалека мне в благодарность за это здоровался, снимая шапку.До сих пор завод работает, ремонтирует самолёты. А когда в 1963 году по семейным обстоятельствам я уволился, то уходил с завода по тропе, по которой ходил на работу, и меня душили слёзы, так я сжился с заводом…

После четырёх лет работы в Дальэлектромонтаже пришел работать на завод «Изумруд», на должность начальника сборочного цеха. Он с нуля довел его до 152 человек. Работали девчонки после 10 класса, технолог Лариса Павленко учила их делать скелетную пайку. Сборщики, регулировщики тоже были молодые, а начальник в свои 29 лет был самым «старым». Через непродолжительное время цех уже работал в две смены. Но за 1,5 года работы на износ Николай Прохорович заработал гипертонию и хронический пиелонефрит, ведь продукция была военная, проходила многоступенчатую приемку, дневали и ночевали на заводе.

– А тут мне предложили пойти работать преподавателем в ДВВИМУ Владимир Федорович Веревкин и Олег Петрович Хайдуков, мы вместе учились в политене. Я согласился, и уже с сентября приступил к чтению лекций по судовым электрическим машинам. Дело для меня было новое, на подготовку одной лекции приходилось тратить по 12 часов.

С июля 1968 года Николай Прохорович Сологуб был уже и.о. доцента кафедры теоретических основ электротехники ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского. Через несколько лет становится начальником кафедры ТОЭ, затем деканом электромеханического факультета. Все эти годы Николай Прохорович ведёт результативную научную работу. Он один из основных разработчиков системы сбора и обработки судовых суточных донесений «Океан – ДВ» по заказу Минрыбхоза, которая была внедрена в производство. За разработку электрооборудования для внутригородских пассажирских паромов получено авторское свидетельство «Электромагнитное швартовое устройство». За работу над проблемой сушки изоляции электрических машин – свидетельство Роспатента на «Гибкий индуктор», патент на изобретение «Способ токового нагрева обмоток». В 1997 году Николаю Прохоровичу Сологубу был вручен грант губернатора за вклад в развитие промышленности Приморья.

Об этом времени с удовольствием вспоминает Николай Викторович Сгребнев, бывший тогда курсантом:

– С 1971 по 1976 я учился в ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского на электромеханическом факультете (ЭМФ). Николай Прохорович в то время уже работал на кафедре теоретические основы электротехники (ТОЭ). Наша рота встретилась с ним на 2 курсе, когда Николай Прохорович ещё у нас не преподавал. Он вел курс «Электрические машины», а мы еще эту дисциплину не проходили. В феврале мы пошли в рейс на плавательную практику на новом учебном судне «Профессор Ющенко». Николай Прохорович был у нас руководителем плавательной практики. Получается, что это было 48 лет назад! Мы через Японию шли в Австралию, а потом из Австралии – снова через Японию. Где-то 2,5 месяца были в рейсе. Он набрал с собой на пароход электродвигатели, а мы потом сидели на палубе, где-нибудь в тени шлюпки, разбирали и собирали их в качестве тренировки. Помню в Японии в порту, кто-то из курсантов познакомился со студенткой, и она пригласила нас в гости. Мы приняли приглашение, и пришли вместе с Н.П. Сологубом. А в то время такие визиты не поощрялись, но он не побоялся… Пошли в гости к этой студентке, познакомились с её родителями, пили чай, наладили международные контакты… А в Австралии уже было лето. Николай Прохорович взял с собой ласты, маску и прямо во Фримантле на пляже нырнул (он заядлый ныряльщик), и достал осьминога. Нас это впечатлило! Мы вернулись во Владивосток в апреле. На 3 курсе начали изучать электрические машины. Николай Прохорович, надо отдать должное, настоящий фанатик электрических машин, классный специалист. До этого он поработал на заводах, руки у него настоящего инженера, все годы работы в вузе он занимался оборудованием лабораторий ТОЭ. Они с Валерием Васильевичем Шаталовым – оба рукастые, создали их, и лаборатории до сих пор работают, что устаревало – заменяли. Они привлекали к этой работе и нас, тогдашних курсантов. И мы ещё успели на этом оборудовании поработать.

Когда О.П. Хайдуков был назначен деканом, Николай Прохорович стал заведующим кафедрой, а потом и деканом, причем начальник ДВВИМУ Вячеслав Иванович Седых уговорил его «потянуть» эту нелегкую лямку не 5, а 7,5 лет, и он стал первым контрактном деканом, более 30 лет заведовал кафедрой ТОЭ. Создал три лаборатории и общую для них агрегатную.

– На кафедре ТОЭ был в то время неплохой коллектив, – вспоминает Николай Викторович Сгребнев, – преподаватели Дмитрий Станиславович Николаев, Сергей Иванович Борисов, Сергей Викторович Чистяков, Валерий Васильевич Шаталов, Валерий Васильевич Косицын, Юрий Леонидович Саяпин, позднее ставший директором института, Николай Юрьевич Лубнин, Виолетта Николаевна Горбунова, квалифицированные рабочие Константин Гаврилович Мясников, Александр Иванович Зарубин. Порядок на кафедре обеспечивали завлаб Анатолий Кравчук, лаборанты Елизавета Яковлевна Скиба, Галина Альфредовна Лысенко, Людмила Ивановна Полякова. Они на кафедре ТОЭ буквально дневали и ночевали. Сологуб, Шаталов, Николаев, Мясников с заводов и из воинских частей привозили грузовиками и на «жигулёнке» Сологуба списанное оборудование. Все это «богатство» разбирали-собирали, в итоге получились прекрасные лаборатории. ТОЭ – это ведь базовая кафедра, поэтому-то и сумели достичь очень высокого уровня подготовки электромехаников на ЭМФ. И тут велика заслуга Н.П. Сологуба, как заведующего кафедрой и декана. После окончания училища я уезжал на учебу в аспирантуру в Ленинград, и с 80-го года мы с ним вместе работаем, несмотря на то, что я всегда работал на другой кафедре. Он был членом партбюро, ученого совета факультета, парткома и совета училища, академии, университета... Мы с ним не только вместе работаем, но и общаемся в нерабочее время.

На электромеханическом факультете сначала была одна специальность, готовили электромехаников, потом открыли вторую – радиоинженерную. В 1988 году на неё был первый набор курсантов. В 1992 году Н.В. Сгребнев сдал полномочия декана Н.П. Сологубу на последующие 7,5 лет. И здесь Николай Прохорович показал себя как очень квалифицированный руководитель. У Николая Прохоровича прекрасная биография как ученого, как инженера. С конца 80-х годов на кафедре взялись за диагностику крупных электрических машин. Возникли проблемы с электрическими машинами на судах ледового класса, эта была эпоха подъема по освоению Арктики, работали ледоколы и транспортные суда на Северном морском пути, мощный флот имело ДВМП, весь Восточный сектор Арктики был зоной ответственности дальневосточников. Были и очень тяжелые арктические навигации, до 20 судов имели повреждения. Много было проблем с гребными установками, и Николай Прохорович занимался диагностикой неисправностей. Увлек товарищей на кафедре этой работой. Д.С. Николаев защитился по этой теме, В.В. Шаталов защитился. С.И. Борисов получил возможность защититься в ЛВИМУ, используя средства кафедральных хоздоговорных работ. Выполнялись заказы от заводов, пароходств и были интересные изобретения. На кафедре было получено много авторских свидетельств по разным способам повышения сопротивления изоляции, так сказать лечения больших электрических машин.

– Первую диссертацию защищал в Институте кибернетики, в Киеве, – вспоминает Николай Прохорович, – мы делали работу совместно с коллегой, Толей Проценко, он мой однокашник и друг, заведовал кафедрой информатики ДВПИ, мы работали над системой сбора судовых суточных донесений от всего морского и рыбного флота. Я по этой теме защитился, а материально жили за выполнение хоздоговорных работ.

Николай Прохорович Сологуб – ведущий специалист в области больших машин. Эти машины очень специфические, работают на гребной винт. К нему постоянно обращаются за консультациями, он участвует в различных комиссиях. С Геннадием Евграфовичем Кувшиновым из политехнического института, известным своей высочайшей квалификацией в области электротехники, более 30 лет участвовал в работе государственных аттестационных комиссий ДВВИМУ, ДВГМА, МГУ, ДВПИ, ДВФУ.

До сих пор в коллективе Морского университета помнят, что при декане Н.П. Сологубе ЭМФ всегда завоевывал первые места в отдельных видах гребно-парусных регат. Главным судьей в те годы на регатах был очень скрупулёзный Евгений Иванович Жуков. Единственный раз за всю многолетнюю историю регат в 1993 году команда курсантов ЭМФ стала первой в комплексном зачёте в гребно-парусной регате. Победителями чаще были судоводители, бывали и механики, но никогда ни до, ни после – электромеханики!

Декан Сологуб много внимания и времени уделял развитию спорта на факультете. Ведь понятно, что если декан не поддерживает команду, то ее трудно создать на факультете. Николай Прохорович любил ходить с курсантами на ялах в походы на острова. Увлекается дайвингом. В последнее время Николай Прохорович увлекся палеонтологией. Вместе с женой путешествует по раскопкам, раскапывают кладбища диназавров в Амурской области и в Китае. На 75-летний юбилей друзья сочинили стих, где и были упомянуты динозавры…

Все тонкости познав электродела,

Электропривод я дотошно изучил.

Их губит лишь одно: работа на пределе,

И сверх того, пока хватает сил.

А диназавры кушали без меры,

И съели всё, сведя с планетой счёт.

И понял я, увидев их размеры –

Их погубил ошибочный расчёт.

Друзья мои! Живите без натуги!

Festina lente*, так, чтоб не сойти в кювет.

Ведь мы не диназавры, просто люди,

Нам не отпущено сто миллионов лет

*Festina lente – поспешай медленно (лат.)

Как поделился Николай Викторович Сгребнев, кроме того Николай Прохорович прекрасный хозяйственник, своими руками отделал квартиру, построил двухэтажную кирпичную дачу. Именно у Сологуба Николай Викторович впервые увидел настоящую европейскую лужайку, идеально постриженный газон…

Когда собираются выпускники ЭМФ прошлых лет, то в центре внимания всегда находится Николай Прохорович Сологуб. Преподаватель он строгий, требовательный, но справедливый. Все выпускники хорошо помнят его очень объемный курсовой проект – расчет электрической машины. Расчет довольно сложный, трудно его сделать с первого раза. Курсанты делают предварительный расчет, потом возвращают на проверку, исправляют ошибки. Приходится делать несколько вариантов расчета, чтобы потом выбрать лучший. Он первым предложил использовать для этой цели компьютер. С помощью сына Дениса сделал программу компьютерного расчета под названием «БАРЬЕР», обеспечил возможность перебора вариантов расчета, выбора параметров. И до сих пор у курсантов этот курсовой проект живёт и учит их.

Николай Прохорович Сологуб всегда шел в ногу со временем. Несмотря на свой солидный возраст, он не успокоился, постоянно отслеживает все новшества, использует новую технику. За семь с половиной лет, что он руководил факультетом, был обеспечен очень высокий уровень подготовки специалистов.

– Когда я стал постарше, удалось сравнить подготовку в зарубежных вузах с нашей, – делится своими размышлениями Николай Викторович Сгребнев, – дипломники, у которых я был научным руководителем, впоследствии закончили Калифорнийский университет и Университет Беркли в США, другие – два японских университета после МГУ им. адм. Г.И. Невельского, и по их отзывам оказалось, что уровень подготовки у нас был очень высокий. Этот уровень мы умели держать, а это очень сложная штука для образования. Никакие стандарты и бумаги не определяют внутреннее содержание образования. Получилось так, что в настоящее время нам навязали бесформенные образовательные стандарты, которые вообще ничего не дают. Это мое мнение касается инженерных специальностей. Сейчас можно по одному и тому же стандарту учить по-разному. А вот в те годы факультет сумел держать этот высокий уровень очень прилично. Выпускники вполне соответствовали мировым стандартам, когда мы начали сравнивать. К сожалению, сейчас мы теряем высокий класс.

Николая Прохоровича Сологуба помнят и любят многие поколения курсантов электромеханического факультета. В день его рождения курсанты вручили ему портрет, написанный одним из них. Конечно, его запомнят, как любимого преподавателя курсанты 34 роты электромеханического факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Все вместе они посетили Приморский океанариум на острове Русский. Эту интересную экскурсию для них организовал профессор кафедры ТОЭ Николай Прохорович Сологуб, на средства полученного им гранта Фонда целевого капитала МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Многолетняя трудовая деятельность в МГУ им. адм. Г.И. Невельского Николая Прохоровича Сологуба оценена по заслугам – он награждён медалями «Ветеран труда» и «300 лет морскому флоту России»; памятным знаком «Г.И. Невельской», знаками «Отличнику Высшей школы СССР» и «Почётному работнику Морского флота СССР», «200 лет транспортному образованию России». Решением Ученого совета МГУ им. адм. Г.И. Невельского в 2004 году Николай Прохорович Сологуб награжден знаком «Золотой фонд МГУ» с занесением в Книгу почета.

Татьяна Каширская, пресс-центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

2 июля 2020 года