25 мая 2020 года
Лицеисты защитили дистанционно свои проекты

С начала учебного года, учащиеся 9 класса лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского выполняли работу над индивидуальными итоговыми проектами: подбирали материал по выбранной теме, проводили опросы, ставили опыты и эксперименты, создавали презентации и готовились к очной защите. Курировали работу над проектами и проводили консультации педагоги лицея: Елена Валерьевна Дегтярева, Александра Владимировна Задорожная, Татьяна Николаевна Пузыревская, Екатерина Викторовна Лопаткина, Наталия Анатольевна Никулина, Наталья Ивановна Первак, Светлана Николаевна Валькова.

После перехода на дистанционное обучение экспертной комиссией в составе директора Татьяны Юрьевны Годун и педагогов лицея было решено дополнить материалы проектов видеозаписями выступлений учащихся, но не ограничиваться заочным оцениванием материалов, а провести онлайн конференцию.

18 мая 2020 года состоялась первая в лицее онлайн конференция, на которой учащиеся ответили на вопросы экспертной комиссии. В конференции также приняли участие педагоги, курировавшие работу над проектами.

Тематика проектов была очень разнообразной. Славский Данил разбирался в особенностях абстрактного мышления и на основе анализа опроса лицеистов установил взаимосвязь между возрастом и преобладающим типом мышления. Горшуновой Арине и Токаревой Анастасии интересна тема искусства, но рассмотрели они ее с разных сторон. Арина изучила актуальную для жителей города тему: «Изобразительное искусство на улицах города Владивостока», проанализировала сюжеты и историю стрит арта города, составила брошюру с изображениями популярных художественных объектов города. Настя изучила понятие красоты с точки зрения математики. Ее проект «Золотое сечение» получил высокую оценку экспертной комиссии. Результатом работы стала расширенная презентация, которую можно использовать на уроках математики, биологии, географии, ИЗО и т. д.

Воробьев Савва и Болдырева Анастасия затронули социально значимые темы: социальные статусы и роли, материнский капитал. Целью ребят была подготовка презентаций для информирования учащихся в легкой и доступной для понимания форме. Ксения Мельник проанализировала значение популярного в молодежной среде слова «мем», ещё не включенного в традиционные толковые словари. В проект особое внимание было уделено интернет-мемам, которые иногда называют ещё «медиа-вирусами».

Об иных вирусах, компьютерных, был проект Анастасии Бегун. В процессе работы Настя провела опрос для выявления способа заражения компьютерами вирусами, исследовала домашний компьютер на наличие вирусов, а также сформулировала рекомендация, как обезопасить свой компьютер. Информационной безопасности были посвящены также проекты Сичкаренко Дениса и Ливинцева Егора. Денис затронул важную тему «Киберпреступность» и в результате исследования дал рекомендации, как противостоять хакерам в домашних условиях. Егор проанализировал проблему спам-атак и порекомендовал одноклассникам способы безопасного поведения в сети интернет.

Актуальность темы проекта Митина Василия «Вклад ученых математиков в победу в Великой Отечественной войне» не вызывает сомнений, мало кто из ребят задумывается, что победу ковали не только на полях сражений, но и в тиши кабинетов, вооружившись не смертоносным оружием, а простым карандашом, линейкой, книгой. В ходе проектной работы Вася подготовил презентацию и рассказал о Я.И. Перельмане, И.В. Курчатове, М.В. Келдыше и  о советском конструкторе стрелкового оружия М.Т. Калашникове.

Влад Подоба подготовил и провел классный час об адмирале Геннадии Ивановиче Невельском для учащихся 5 класса лицея 19 февраля 2020 года, на котором он использовал различные приемы взаимодействия с детской аудиторией: задавал вопросы, вовлекал в диалог, демонстрировал слайды презентации, видеофрагменты. Пятиклассники были увлечены его выступлением. При подготовке к классному часу Влад использовал различные источники информации, среди них сайты МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, Штурманская книжка.RU.

В процессе работы над проектом Николаев Эдуард не только знакомился с информацией о свойствах водоросли анфельция тобучинская, которая произрастает в Японском море, но и самостоятельно в домашних условиях выделил из неё желеподобное вещество агар-агар и приготовил на его основе - желе и мармелад. Процесс приготовления был очень сложным, а продолжительность составила более 10 часов. Агар используется при приготовлении знаменитых приморских конфет.

Журавлев Дима выполнил проект по биологии, в результате чего научился проводить сравнительный анализ морфологии устьичного аппарата комнатных растений, определять число устьиц в поле зрения микроскопа для последующей диагностики требований к условиям окружающей среды.

Работа Степановой Полины носит профориентационный характер, ведь выбор на тему пал не случайно, ученица планирует связать свою жизнь с медициной. Содержание проекта соответствует заявленной теме, при этом планирует продолжение в следующем учебном году. Продуктом проекта является план обзорной экскурсии для старшеклассников, интересующихся биологией, план обзорной экскурсии по анатомическому музею.

Алиса Починкина выполнила интересный проект по химии, при работе над которым она научилась анализировать зависимость свойств средней (нормальной) соли от её строения, что характерно и для представителей других классов неорганических веществ. Также она сделала акцент на влияние количества потребляемой соли на организмы. Алиса планирует связать свою жизнь с медициной, поэтому этот аспект темы показался ей особенно важным.

Проекты по физике включали измерения с использованием приборов. Так Макаров Олег изучил работу индикатора радиоактивности РАДЕКССВД 1503 и выяснил, что такое радиоактивное излучение, как была и кем открыта радиоактивность. Измерил радиоактивное излучение, идущее от бытовых приборов. Купил в магазине овощи, выращенные в разных странах, и измерил их радиоактивное загрязнение. Например, он выяснил, что радиоактивность свеклы дальневосточной выше, чем у китайской, но вся радиоактивность лежит в пределах допустимой нормы. Денис Кириенко в процессе работы над проектом, используя учебник физики за 11 класс выяснил, что такое электромагнитная волна, узнал их свойства, строение и виды волн.

Илья Кучеров задался целью узнать, зачем строить такие большие сооружения, как коллайдер, вовлекая в строительство тысячи ученых, инженеров и квалифицированных рабочих с разных стран мира, используя литературу по теме: «Код Вселенной. Элементарные частицы и большой Адронный коллайдер».

Оценка проектов осуществлялась по 12 критериям. По результатам защиты все проекты были зачтены, большинство получили отметку «отлично». Педагоги отметили у обучающихся способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития, высокий уровень сформированности у обучающихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Проводя самооценку работы над проектом, многие 9-классники отметили, что научились планировать свою деятельность и распределять время, выделять главное и правильно оформлять проект.

Безусловно, учащиеся обрели полезный опыт. Пожелаем лицеистам успехов в их проектной деятельности в дальнейшем.

Екатерина Лопаткина, председатель комиссии по защите проектов

25 мая 2020 года