26 марта 2015 года
МГУ: история в лицах. К 125-летию морского образования.

Сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского продолжает публикацию интервью ветеранов Морского университета, которые были свидетелями и активными участниками развития морского образования в Приморье. Сегодня мы предоставляем слово Ростиславу Николаевичу Паршукову, профессору кафедры истории и политологии и государственно-правовых дисциплин. В нашем университете он работает уже 53 года.

Ростислав Паршуков

о том, как историк попал в ВВИМУ благодаря физкультуре

- Ростислав Николаевич, Морской университет, как и сам Владивосток, связан крепкими родственными узами с Ленинградом-Петербургом. Как только было подписано постановление Государственного Комитета Обороны о создании во Владивостоке высшего морского училища, в него направили целую группу молодых преподавателей из Ленинграда. Эта традиция сохранялась на протяжении десятилетий: выпускники ленинградских вузов, получив распределение в «город нашенский», вливались в коллектив училища. Вы - один из них?

- Можно сказать и так, хотя в ВВИМУ я попал не по распределению. После окончания Ленинградского государственного университета сначала работал в школах Ленинградской области. В 1959 году приехал во Владивосток и два года был учителем истории и физкультуры в средней школе №26, а также во Владивостокском художественном училище.

- Интересное сочетание: история и физкультура…

- Да. История – это мое призвание, а спорт – это возможность как можно дольше сохранять рабочую форму. Жизнь – это движение! Я стараюсь ежедневно быстрым шагом стараюсь пройти несколько километров и отдых предпочитаю активный.

- А к нам пришли когда?

- В 1961 году. Опять же благодаря физкультуре. Я был знаком с начальником кафедры физвоспитания ВВИМУ Иваном Васильевичем Саланиным. Он, кстати, первым среди приморских преподавателей физкультуры и спорта стал кандидатом педагогических наук. Мне понравилась его брошюра об истории олимпийского движения и, когда мы встретились, я ему об этом сказал. Мы подружились. Вскоре Саланин сообщил, что в ВВИМУ на кафедре общественных наук есть вакансия. А я очень хотел работать в вузе. После обстоятельной беседы с начальником кафедры Владимиром Васильевичем Ситниковым меня приняли на кафедру ассистентом.

об истории кафедры марксизма-ленинизма и её начальниках

- Расскажите о своём начальнике…

- Владимир Васильевич окончил Военно-политическую академию имени Ленина, по специальности он был военно-политическим работником. Лет пятнадцать преподавал в учебных заведениях Министерства обороны. В 1957 году по просьбе краевых партийных органов был демобилизован и назначен начальником кафедры основ марксизма-ленинизма в ВВИМУ.

- Ситников был первым начальником кафедры?

- Нет, вторым. Первым был С.С. Гуревич.

- А сколько человек возглавляли кафедру за всю её историю?

- Давайте считать. После Гуревича и Ситникова начальником стал Владимир Константинович Соколов, после него - я, меня сменил Анатолий Петрович Попов, его – Виктор Михайлович Кононов. Затем начальником кафедры стала Людмила Васильевна Шепотько, которая возглавляет её и в настоящее время. Итого - семь человек.

- Для семидесятилетней истории не так много…

- Согласен. Хочу подчеркнуть еще такую деталь: в 1961 году, когда я пришел в ВВИМУ, на нашей кафедре было два кандидата наук, включая самого Ситникова. Ныне почти все преподаватели имеют учёные степени и звания.

- Вы трудитесь на кафедре уже более полувека. Даже трудно представить, сколько людей прошло перед Вашими глазами за это время…

- Я был хорошо знаком со многими преподавателями вуза, прежде всего с обществоведами, начальниками факультетов и кафедр. И уверен в том, что главное богатство любого трудового коллектива – это его люди. Многие мои коллеги проработали в училище несколько десятилетий,  а некоторые и всю свою жизнь.

- За эти годы кафедра неоднократно реформировалась?

- Разумеется. В нашем училище, как и во всех советских вузах, общественные науки – история партии, философия, политэкономия, научный коммунизм – объединялись кафедрой марксизма-ленинизма. В октябре 1970 года кафедра разделилась на две самостоятельные – «История КПСС и философия» и «Политэкономия и научный коммунизм». В 1985 году кафедра истории КПСС и философии была преобразована в кафедру истории и философии, с 2002 года стала называться кафедрой истории и политологии. Сейчас она носит название кафедры истории, политологии и государственно-правовых дисциплин юридического факультета МГУ.

- Вы были знакомы со всеми начальниками этой кафедры?

- Со всеми, кроме самого первого - Гуревича. С Ситниковым я работал много лет.  Впоследствии он  стал начальником кафедры истории партии и философии. Возвращаясь к рассказу о нём, хочу сказать, что Ситников был человеком живым, интересным, новатором-энтузиастом передовых методов преподавания. С помощью лаборантов кафедры оборудовал техническими средствами обучения аудиторию в главном учебном корпусе. А в 1972 году по его инициативе была кино- и радиофицирована аудитория на 200 мест во втором учебном корпусе. Этот опыт у нас потом перенимали преподаватели других вузов Владивостока. В том же 1972 году о нем рассказали на Всесоюзной студенческой конференции, а в центральных изданиях СССР опубликовали статьи Ситникова на эту тему. Интересен и такой факт: в 1967 году наши курсанты под руководством Ситникова проходили учебную практику на «Меридиане» за границей. Побывали в пяти портах Австралии. Провели множество мероприятий. Этот рейс оставил отличное впечатление у австралийцев: курсанты ДВВИМУ достойно представили молодежь СССР.

о воспитательной работе в советскую эпоху

- Воспитательная  работа с молодежью в советские годы была поставлена серьёзно…

- Очень серьёзно, особенно в таких вузах, как наш, где готовили моряков загранплавания, командный состав флота. В программы практики всех курсов был введен раздел «Общественно-политическая работа на судне», который вели преподаватели нашей кафедры. Вообще историки-обществоведы играли в воспитательной работе особую роль, выступали застрельщиками многих мероприятий.

- Каких именно?

- Например, мы с курсантами проводили многодневные походы по пограничным заставам Приморья. Во время похода ребята знакомились со службой пограничников, рассказывали о своей учебе, выступали с лекциями и концертами, – агитировали за учебу в ДВВИМУ.

- То есть, сочетали агитацию с профориентацией?

- Сочетали, и очень эффективно. Ещё были курсантские агитбригады. Летом они давали концерты на центральных усадьбах совхозов, а наши преподаватели, в том числе и я, выступали как лекторы общества «Знание», читая труженикам села лекции о международном положении. Один раз курсанты-судомеханики, члены туристического клуба «Аргонавт», вместе со мной,  во время зимних каникул отправились на две недели в агитпробег через Дальнереченск, Чугуевку, Лазо и другие приморские города и сёла. Зимой, конечно, такие походы проводить труднее, чем летом. В середине 60-х годов в училище при участии обществоведов впервые был разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс перспективный план идейно-воспитательной работы на весь период обучения курсантов, включавший в себя трудовое, физическое и нравственное воспитание. За эту работу коллектив ДВВИМУ удостоен дипломов 2 степени и медали ВДНХ СССР.

о комсомольской организации ДВВИМУ и её лидерах

- Все эти мероприятия проходили в сотрудничестве комсомольскими организациями?

- В самом тесном контакте. Ведь большую часть нашего коллектива составляла молодежь – курсанты и студенты-заочники. Ежегодно у нас  проходило множество патриотических и воспитательных мероприятий, которые партком вуза и кафедра общественных наук проводили вместе с комитетом комсомола училища. Например, общевузовские лектории. Они работали раз в месяц, их слушателями были курсанты младших курсов. Или факультет общественных профессий, в состав которого входили школа молодого лектора, школа комсомольского актива, которая готовила судовых комсоргов, курсы подготовки политинформаторов и профсоюзного актива, а также судомодельная лаборатория, клуб подводного плавания «Дельфин», туристический клуб «Аргонавт», фотоклуб «Горизонт», семинар судовых кинодемонстраторов и целый ряд семинаров по спорту. В ДВВИМУ постоянно действовали танцевальный и музыкальный кружки, а лекторий эстетического воспитания «Магический кристалл», которым руководил мой коллега Владимир Соколов, посещали студенты даже других вузов города.

- И все это на общественных началах?

- Разумеется. Я еще забыл упомянуть о большом позитивном опыте шефства курсантов над трудными подростками. Он был обобщен на Всесоюзном совещании секретарей комитетов комсомола вузов.

- Вы, конечно, знали наших комсомольских лидеров?

- Многих знал очень хорошо. Всю эту многогранную деятельность комсомольцев, о которой я рассказываю, координировал и направлял в 70-е годы молодой замполит училища Михаил Чередник. Он умел найти общий язык и с курсантами, и с преподавателями, и с руководством. Еще во время учёбы на судомеханическом факультете, он, старшина роты, был избран в комитет комсомола училища. Два года спустя стал освобожденным секретарем комитета комсомола ДВВИМУ. Его делегировали на XV съезда комсомола от Приморского края. А с 1967 по 1973 год он был заместителем начальника училища по политической работе, и комсомольская жизнь в училище кипела и бурлила. Столько интересных событий происходило вокруг! Вот рассказываю, а у меня перед глазами – молодой, рослый и громогласный Миша Чередник, чем-то похожий на поэта Маяковского. Кстати он замечательно читал в актовом зале его стихи…

о музея и его создателях

- При Михаиле Евграфовиче Череднике был создан наш училищный музей…

- При самом активном его участии. Сначала оформили Комнату боевой и трудовой славы, а потом на её базе в апреле 1970 года был открыт музей истории ДВВИМУ. Его основателем и первым директором стал доцент Николай Алексеевич Колотов, личность легендарная.

- Вы его хорошо знали?

- Мы жили с ним в одном доме и общались по-соседски. Очень цельный и даровитый человек, всегда подтянутый, энергичный, целеустремленный. Он всю войну был капитаном Владивостокского порта, впоследствии стал автором научно-технических и исторических книг, кавалером многих орденов и медалей. В отношениях с коллегами Колотов был глубоко порядочным и обязательным, являл собой личность многогранную и гармоничную, писал неплохие стихи. За Николаем Алексеевичем на водной станции училища была закреплена лодка. В летнее время мы частенько на ней рыбалили в бухте Федорова. В домашней библиотеке я храню его книгу «Океан в огне» с теплой дарственной надписью.

- Вы принимали участие в работе музея?

- Постоянно. С участием наших преподавателей-обществоведов на территории музея стали систематически проводить встречи курсантов с ветеранами пароходства, капитанами дальнего плавания, Героями Социалистического Труда. К нам приходили Арнольд Карлович Кремс,  Василий Константинович Лютиков, Виктор Ананьевич Ляшенко и другие люди, именами которых впоследствии назвали суда ДВМП. А с какими замечательными людьми встречался коллектив училища в актовом зале! Назову только несколько имен: министр морского флота СССР, Герой Социалистического труда Тимофей Гуженко, Герой Социалистического Труда, крановщица порта Находка Мария Попова, Герой Советского Союза, космонавт номер два Герман Титов, писатель, лауреат Государственной премии, автор романа «Капитан Г.И. Невельской» Николай Задорнов, чемпион мира по шахматам Борис Спасский, начальник ДВМП Валентин Бянкин и многие другие, в том числе наши выдающиеся выпускники. В ходе таких встреч особенно зримой была связь поколений, а это важная часть воспитательной работы.

о работе в обществе «Знание»

- Вы упомянули о своей работе во Всероссийском обществе «Знание». Насколько я знаю, это была ещё одна обязательная общественная нагрузка преподавателей вашей кафедры.

- Так и было. В течение многих десятилетий все обществоведы активно участвовали в работе общества «Знание», а первичная организация этого общества в нашем училище была одной из передовых в городе.

- Это была большая нагрузка?

- Значительная. Наши преподаватели помимо основной работы регулярно выступали в трудовых коллективах города и края с лекциями и беседами,  шефствовали над самым северным Тернейским районом края. Я, к примеру, в свой отпуск пять раз работал лектором в районе Южных Курил, на судах рыбопромыслового флота.

- Ваша карьера лектора-международника началась одновременно с приходом в ВВИМУ?

- Почти. Во втором семестре я стал уже старшим преподавателем, и мне поручили чтение лекционного курса по истории партии студентам-вечерникам, некоторые из которых были старше меня. После первой же командировки я убедился, что знаний выпускника исторического факультета для такой работы маловато, надо учиться. И я стал активным лектором-международником общества «Знание». С 1965 по 1991 год ежегодно ездил в областные центры европейской части СССР на семинары международников. Во второй половине 60-х годов учился в целевой аспирантуре в Ленинградском государственном университете. Там же в январе 1970 года защитил кандидатскую диссертацию, а ученое звание доцента получил шесть лет спустя.

- Не пытались подсчитать, сколько лекций было Вами прочитано за все годы работы?

- За все годы – нет. Но только в 70-80-е годы в качестве лектора-международника я прочитал в трудовых коллективах города и края свыше 3,5 тысяч лекций. В 1988 году за заслуги в области советской культуры и многолетнюю просветительскую работу мне присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

о Владимире Соколове

- Ростислав Николаевич, кто из коллег Вам особенно запомнился?

- Я уже сказал, что многие мои коллеги проработали на кафедре несколько десятилетий: Татьяна Карповна Андрусова – 39 лет, Шейндель Шевельевна Клебанова – 33 года, Владимир Константинович Соколов – 44 года. Все они были блестящими лекторами общества «Знание». У них был большой авторитет в крае и городе. Ну а если говорить о самых ярких, запомнившихся мне людях, я начну с Владимира Константиновича Соколова. Он пришел к нам после окончания философского факультета Московского государственно университета. И, как оказалось - на всю жизнь, Владимир Константинович окончил целевую аспирантуру при МГУ, был кандидатом философских наук, доцентом, и, как я  говорил, начальником кафедры с 1974 по 1981год. Его отличали редкое трудолюбие, честность, глубокие энциклопедические знания. В области философии, этики и эстетики он, казалось, знал всё. В нашей домашней библиотеке было немало книг по искусству. Владимир Константинович брал их почитать, а некоторые, например, тома «Истории искусств», конспектировал своим бисерным почерком. Он обладал редким талантом подчинять себе внимание любой аудитории, говорил всегда красочно, образно и доходчиво. Заслуженно пользовался славой лучшего лектора-философа Приморья. Уже в первые годы его преподавательской работы курсанты встречали и провожали Владимира Константиновича аплодисментами. На его лекции сбегали с нарядов. В общевузовском лектории «Магический кристалл», который был посвящен проблемам нравственности и которым он руководил многие годы,  аудитория на 200 посадочных мест всегда было заполнена до отказа, слушатели стояли в проходах и сидели на подоконниках. Особенно в первые годы перестройки. Любя и зная поэзию, Владимир Константинович создал при нашей кафедре клуб поэтов и много лет вел его заседания. Мы жили в соседних домах, дружили семьями. В небольшой двухкомнатной квартире Соколовых по праздникам собирались друзья. Это были коллеги Галины Соколовой с кафедры английского языка, а также супруги Друзь, Клебановы, Коротченковы, я и моя жена, вечный холостяк Борис Пинчук. В центре веселья был гостеприимный хозяин, удивляющий не только своим остроумием и яркими экспромтами, но и кулинарными изысками. У Соколовых любили хорошие песни, запевалами выступали весельчак Алик Сапаргалиев и я. Владимир Константинович умел не только талантливо работать, но и отдыхать. По его инициативе полянка на станции Океанская была оборудована кострищем, столом и скамейками. На этой полянке долгие годы собирались его друзья. Мы с Галей, будучи заядлыми лыжниками, всегда заходили на эту «профессорскую полянку».

- Почему «профессорскую»?

- Потому что в иные воскресные дни число докторов наук, профессоров и доцентов на этой полянке было больше, чем на заседании ученого совета. В компании Соколовых всегда были Феодосий Рафаилович Ниточкин и Борис Иванович Друзь. «Профессорская» полянка была знаменита еще и тем, что на ней были установлены деревянные идолы, собственноручно сделанные Соколовым. На Новый год все ёлки на поляне сверкали праздничным убранством... Даже выйдя на пенсию, Владимир Константинович не терял связь с коллегами, а в день своего солидного юбилея собрал весь коллектив кафедры в малом зале кафе «Залив Петра Великого». Вечер прошел, как всегда у Соколова, весело, нестандартно и всем запомнился.

о Льве Мухине

- А Ваши земляки-однокашники из Ленинграда работали на кафедре?

- Работали. В первую очередь – Лев Андрианович Мухин. Он с отличием окончил исторический факультет Ленинградского университета, а его дипломная работа «Ленинград в блокаде» имела все отличительные признаки настоящего глубокого научного исследования. Будучи шахматистом-разрядником Лев Мухин все пять лет учёбы был капитаном сборной команды нашего факультета по шахматам. Он лично был знаком с будущими чемпионами мира по шахматам Виктором Корчным и Борисом Спасским, в то время тоже студентами ЛГУ. В студенческие годы мы с Левой дружили, учились в одной группе. Я знал, что он – коренной ленинградец, подростком был вывезен из блокадного Ленинграда. После выпуска мы потеряли друг друга, а летом 1961 года случайно встретились на Курском вокзале в Москве. Обменялись адресами, и Лев сказал мне, что если в ВВИМУ будет вакансия, то он тоже хотел бы стать вузовским преподавателем. Год спустя на кафедре такая вакансия появилась, и он был принят. Прекрасная теоретическая подготовка, а также опыт работы в школе позволили ему быстро стать отличным преподавателем. Работая в вузе, Лев Андрианович постоянно учился, сдал на отлично экзамены кандидатского минимума, был активным лектором общества «Знание». В 1967 году он был визирован и введен в резерв помполитов. В 1971 году участвовал в этой должности перегоне УПС «Профессор Ющенко» из Польши во Владивосток. В 70-е годы Мухин каждое лето работал в ДВМП на судах загранплавания. Впечатления, полученные от пребывания в десятках стран мира, он умело использовал в учебной и лекционной работе. После почти двадцати лет безупречной работы в нашем вузе Мухин Л.А. переводом был взят в ДВМП уже кадровым помполитом.

о том, как «сосватал» в Томске дефицитного философа

- А кто из более молодых коллег Вам запомнился за годы работы?

- Многие. Например, Сергей Каменев. Сергей Валентинович стал нашим преподавателем в начале восьмидесятых, когда я был начальником кафедры.  В те годы  проблема с кадрами стояла, как всегда, остро. Особенно не хватало преподавателей философии. Евгений Николаевич Малявин, в ту пору заместитель начальника ДВВИМУ по учебной работе, предложил мне поехать в Томский университет, где готовили преподавателей философии для работы в вузах и «сосватать»  самого лучшего выпускника. На истфаке Томского университета мне порекомендовали комсорга пятого курса Сергея Каменева, отличника учебы. Мы встретились, несколько часов гуляли по центру города, и я убедил его поступить на работу в ДВВИМУ. Правда, мы не успели оформить ему учебу в целевой аспирантуре при Томском университете, но нет худа без добра. Наше училище направило его в годичную аспирантуру, затем он окончил целевую аспирантуру и стал кандидатом философских наук. У нас он вырос как учёный, стал профессором и заведующим кафедрой социологии. Трудолюбие, глубокие знания, талант и порядочность – главные отличительные качества Сергея Валентиновича. В 2005 году его учебное пособие для школьных преподавателей естественнонаучных дисциплин на XIII международной выставке «Учсиб-2005» в Новосибирске было удостоено Малой золотой медали. Я рад тому, что в далёком 1983 году сагитировал Каменева стать преподавателем МГУ.

о коллегах-приморцах

- Ростислав Николаевич, слушая Вас, невольно думаешь, что все яркие личности, работавшие и работающие на кафедре, были «варягами» из Москвы, Ленинграда, Томска. А коренные приморцы у Вас работали?

- Работали и работают. Наши ветераны Татьяна Карповна Андрусова, Александра Ивановна Пильгун и Константин Иванович Добрюк – выпускники исторического факультета Владивостокского педагогического института. Этот же вуз позднее окончили Светлана Дмитриевна Пинчук и Людмила Владимировна Шепотько, которая сегодня возглавляет кафедру. После окончания истфака ДВГУ она преподавала в Дальневосточном государственном техническом университете и Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а с 1992 года работает в Морском  университете. Людмила Владимировна – лектор высочайшей квалификации и методист прекрасный. Как руководитель она мыслит стратегически: пригласила на работу докторов наук, приняла нескольких молодых успешных и перспективных преподавателей. Это позволило открыть при кафедре аспирантуру по специальности «История науки и техники» и первые аспиранты уже успешно защитили диссертации.

о предсказании судьбы будущему ректору

- На Ваших глазах росли не только будущие начальники кафедры, но и ректоры нашего университета. Не ошибаюсь?

- Я, как Вы уже знаете, пришел на кафедру, когда училище носило аббревиатуру ВВИМУ. Потом оно стало ДВВИМУ-ДВГМА-МГУ… Все это на моих глазах. Начинал я работать при Анатолии Степановиче Фролове. Затем работал с Михаилом Ивановичем Гаврюком, который приехал к нам опять же из Ленинграда. Вячеслав Седых стал первым нашим выпускником, который возглавил училище, академию, а затем университет. Мы оба пришли в ВВИМУ в начале 60-х годов, Вячеслав Иванович – курсантом, я – преподавателем. Позже мы жили в одном преподавательском доме, наши семьи хорошо знали друг друга. В своей каждодневной работе Вячеслав Иванович проявлял замечательные черты лидера: высокий профессионализм, творческую инициативу, умелый подход к решению любых проблем, требовательность к себе и подчиненным. Все, кто знали его, помнят замечательную, как у Гагарина, улыбку.

- А Сергей Алексеевич Огай был вашим курсантом?

- Ну конечно. В какой-то степени я предсказал его карьеру. Дело было так. В начале 70-х годов я читал курс истории первокурсникам-судомеханикам. Курсанты сдавали мне два экзамена. В зимний семестр Сергей Огай сдал экзамен на «отлично». В весеннюю сессию я опять увидел у него в зачетке одни «пятерки». Тогда и сказал, что, если окончит вуз отличником, то может поступить в аспирантуру вуза, стать кандидатом наук, а чуть позже – доцентом. Надо заметить, что в те годы наши преподаватели на технических кафедрах, нередко один семестр работали в вузе, а другой – «ходили в моря» на судах ДВМП. В 1976 году курсант Сергей Огай окончил наш вуз с отличием. Сергей Алексеевич не только выполнил, но и «перевыполнил» жизненную программу, которую я ему посоветовал: прошел путь от аспиранта и ассистента до проректора и ректора Морского университета.

об университете

- Что Вы сегодня можете сказать об университете, которому посвятили всю жизнь?

- Я уверен в том, что сегодня наш университет является крупнейшим морским вузом страны и достойно представляет высшую морскую школу России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достижения вуза общеизвестны, за все годы его выпускниками стали свыше тридцати тысяч человек, имена многих широко известны в нашей стране и в мире. А дружный коллектив преподавателей и сотрудников моей родной кафедры, хранит многолетние традиции и нарабатывает новый опыт воспитания будущих командиров флота. И ныне, говоря словами поэта «я счастлив, что я этой силы частица».

Галина Якунина, ведущий специалист ЦПВ УВР

26 марта 2015 года