10 марта 2015 года
МГУ: история в лицах. К 125-летию морского образования

Владимир Верёвкин

о смене эпох и константе морского образования

- Владимир Фёдорович, в нашей жизни все переменчиво: сменяются века и эпохи, названия учебных заведений и их начальники, программы обучения и наименования специальностей… А константа, на Ваш взгляд, у нашего вуза есть?

- Ну, во-первых, морская составляющая. Вузов сейчас тысячи, а морских по-прежнему, единицы. В России на сегодня их три: в Петербурге, Новороссийске и Владивостоке. И во всех трёх планка, примерно, на одном уровне. Я  это знаю, потому что держу с ними связь. Во-вторых, высшее инженерное морское образование подразумевает совершенно определенный набор знаний, и он  тоже сохраняется и совершенствуется на протяжении всей нашей истории.

- Работая в Морском университете уже почти полвека, к какой эпохе Вы себя причисляете? Или их несколько?

- Две эпохи: советская и постсоветская. Работаю я здесь с 1966 года, скоро будет 49 лет.

- Есть между этими эпохами связующая нить?

- Во-первых, сам вуз и его коллектив. Это понятие человеческое, оно состоит из многих составляющих. К сожалению, из того коллектива, в который я пришёл когда-то, остались единицы. На втором этаже нашего корпуса есть портретная галерея людей, оставивших яркий след в истории вуза, но которых уже нет среди нас. Я был знаком абсолютно со всеми.

об учителях

- Кого из них Вы могли бы назвать своим учителем?

- Валентина Александровича Стражмейстера. Я окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности «Электрооборудование судов». На последнем курсе у нас вел предмет Валентин Александрович. Это был замечательный преподаватель. Рассказывал умело, ярко, доходчиво, студенты никогда не спали на его занятиях.  Он был кадровым военным, капитаном третьего ранга, и когда начальник ДВВИМУ Фролов уговорил его перейти на преподавательскую работу в училище, в Министерство обороны пришлось писать письмо, чтобы его демобилизовали. Стражмейстер к этому времени защитил диссертацию, имел учёную степень кандидата технических наук. С его приходом в ДВВИМУ кафедра электрооборудования судов обрела совсем другой вид. Методическая, научная и воспитательная работа были поставлены на высокий уровень. Стражмейстер написал четыре книги, в том числе учебник по судовой электроавтоматике, был руководителем многих хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работ, заслуженным изобретателем РСФСР. Практически сразу он начал привлекать курсантов и молодых преподавателей к научной работе. Причем, не словами, а делом: научную работу, которую он сделал, можно сказать, на наших глазах, отправили в Москву на ВДНХ СССР (Выставку достижений народного хозяйства). У нас в училище НИРС был на уровне переписывания рефератов, а при Стражмейстере курсанты  стали писать настоящие научные статьи, их работы посылали на всесоюзные конкурсы. У меня тоже есть диплом Минвуза СССР за то, что мои подопечные получили медаль в Москве за лучшую работу. После почти десятилетнего заведования кафедрой электрооборудования судов Валентин Александрович передал её мне, а сам возглавил кафедру автоматики и вычислительной техники. Он был человеком очень культурным и общительным, никогда не повышал голос, обладал замечательным чувством юмора.

о коллегах 

- А что Вы могли бы рассказать о других Ваших коллегах?

- Меня пригласил в ДВВИМУ Олег Петрович Хайдуков, который тогда заведовал кафедрой «Теоретические основы электротехники». Затем он ненадолго стал вторым начальником электромеханического факультета,  а первым начальником ЭМФ был Евгений Петрович Кипятков. Именно Кипятков создавал факультет с азов, подбирал преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал, при нём было начато оснащение учебных лабораторий и методическая работа по обеспечению учебного процесса. А при Хайдукове были созданы лаборатории теоретических основ электротехники и судовых электрических станций, модернизированы другие лаборатории факультета. Эрудированный, целеустремленный и обаятельный человек. В 1979 году Хайдуков уехал в Новороссийск и стал работать в морской академии, где вырос  от  начальника кафедры до начальника академии. В настоящее время Олег Петрович - академик Российской академии транспорта, доктор транспорта, профессор. Он возглавляет в Новороссийске Южный центр дополнительного морского образования.

- Вы пришли на работу в ДВВИМУ после работы в Антарктике?

- Да, я работал на китобойной флотилии «Советская Россия» и когда по семейным обстоятельствам списался на берег, узнал, что образовалась вакансия в ДВВИМУ.  По предложению Хайдукова подал документы. Мне на кафедре ЭОС сказали: все предметы уже разобраны, остались гребные электрические установки. Я согласился, отыскал свой старый студенческий конспект и мысленно поблагодарил преподавателя ДВПИ Борисова: он дал мне основательные знания. А Борис Викторович Осокин, придя с морей, был очень рад, что я взял этот предмет. Должен сказать, что я настолько  заинтересовался гребными электроустановками, что в настоящее время, наверное, ни у кого нет статей на эту тему больше, чем у меня.

- Чем запомнился Вам Борис Викторович как коллега и человек?

- Осокин был блестящий лектор, отличный специалист в области судового электрооборудования. Им были написаны десятки научных и методических работ, большая часть статей была опубликована в центральных издательствах. Он принимал активное участие в научно-исследовательских работах, многими из которых руководил, получил три авторских свидетельства, дважды был участником ВДНХ СССР, где получил бронзовую медаль. В соавторстве с  Хайдуковым он написал и издал учебник для вузов «Электрооборудование судов». Книга выдержала два издания. С Борисом Осокиным можно было говорить обо всём: он сразу схватывал суть любого вопроса. На него приходили отличные отзывы со всех судов, на которых он ходил электромехаником. Был начитан, в библиотеке ДВВИМУ  перечитал все толстые журналы. Очень любил музыку…

- А с Людмилой Ивановной Кузнецовой Вам тоже довелось работать?

- О! Это был яркий человек. Первой специальной кафедрой, которая вошла в состав нашего электромеханического факультета в 1961 году, стала кафедра «Электротехника и электрооборудование судов». Так вот, начальником этой кафедры была доцент Людмила Ивановна Кузнецова. Её знал весь Дальний Восток как высококлассного специалиста по радиоэлектронной технике, у неё было звание почётного радиста СССР. Большая умница, эрудитка, но могла и характер показать… У нас были хорошие отношения, я помню, как она  рассказывала, что если взять нагрузку доцента в 60-70е годы и в годы перестроечные, то она возросла раза в четыре. Людмила Ивановна была увлечённым человеком: спортсменка, лыжница, стреляла хорошо. Как и Осокин, она проработала в нашем вузе много лет.

- Она защитила диссертацию?

- Увы, нет. Но должен сказать, что в нашем вузе работало и работает много людей, которые не защитились, не стали кандидатами и профессорами, но без них нельзя представить морское образование. И это не только Кузнецова, Осокин, или Кипятков. Возьмем всемирно известное имя: Анна Щетинина… Признанием заслуг Кипяткова и Осокина в развитии морского образования стало учреждение в нашем университете стипендий их имени, которых удостаиваются лучшие курсанты и студенты.

об истории ЭМФ

- За эти годы на Ваших глазах менялся не только штатный состав кафедры и факультета, но и сама их структура…

- Менялись. Одни изменения шли на пользу делу, другие решения со временем только подтверждали свою непродуманность и непродуктивность. К примеру, в 1985 году кафедра электрооборудования судов была разделена на две: кафедру «Судовые электрические машины и автоматизированные электроприводы» и кафедру «Судовые автоматизированные электрические станции». А в 1997 году снова произошло их объединение в одну кафедру, которая получила прежнее название «Электрооборудование судов». В настоящее время перестроечный зуд опять коснулся нашей кафедры. По инициативе сверху, против желания коллектива кафедры ЭОС её насильно объединили  с другой кафедрой, даже не с ЭМФ. Руководству предлагались другие, более рациональные варианты объединения кафедр электромеханической направленности. Но нас переломили, как говорят, через колено. Сейчас кафедра ЭОС именуется ЭОАС, что означает: кафедра электрооборудования и автоматики судов, что, впрочем, соответствует её нынешним задачам. Я заведование кафедрой передал Владимиру Сергеевичу Перечесову, который с отличием окончил ЭМФ в 2002 году и успешно защитил кандидатскую диссертацию. Что до судьбы факультета… В 1999 году он был по решению руководства переименован в факультет электрорадиоавтоматики и информационных технологий (ФЭИТ). Через несколько лет курсанты-электромеханики из ФЭИТ были переведены на судомеханический факультет, а курсанты-радисты были переведены на судоводительский факультет. В 2003 году курсанты-электромеханики последний раз вышли на защиту дипломных проектов в форме с контр-погонами, на которых была надпись «ЭМФ». Дальнейшую подготовку судовых инженеров-электромехаников в МГУ стали вести в составе судомеханического факультета.

- Владимир Федорович, Вы более десяти лет были начальником электромеханического факультета. Что могли бы рассказать о курсантах ЭМФ?

- Знаете, я не люблю никем руководить, но мне пришлось проработать 30 лет заведующим кафедрой и ещё 11 лет – деканом ЭМФ. Положение, как говорится, обязывает знать историю. Первый набор на электромеханический факультет ВВИМУ состоялся в 1961 году. Набрали 76 курсантов. Первый выпуск инженеров-электромехаников насчитывал 57 человек и состоялся в феврале 1967 года. С первых дней своего существования ЭМФ в нашем вузе занимал особые позиции. При поступлении отмечался самый высокий конкурс среди всех морских специальностей. Учеба на ЭМФ считалась престижной, курсанты-электромеханики отличались высокой успеваемостью и дисциплиной. Отсев по сравнению с другими факультетами на ЭМФ был минимальным. «Красные» дипломы получили за время существования факультета 75 выпускников. Из них 13 курсантов были Ленинскими стипендиатами, то есть отличниками из отличников. По памяти назову Николая Бурмистрова, Николая Сгребнева, Юрия  Тенеткина, Евгения Полосина, Михаила Архипова, Алексея Буркова… Мой коллега, профессор МГУ Алексей Федорович Бурков недавно блестяще защитил докторскую  диссертацию, сегодня он – академик Российской академии транспорта. Первым из наших выпускников защитил докторскую диссертацию Сергей Глушков. На сегодня одиннадцать выпускников ЭМФ имеют ученое звание доцента. Выпускники ЭМФ составляют основное ядро электрогрупп всех дальневосточных судоходных компаний, работают на всех судоремонтных заводах региона и в учебных заведениях.

о выпускниках

- А в профессорско-преподавательский состав нашего вуза сегодня входят выпускники электромеханического факультета?

- Ну разумеется! Алексея Буркова я уже назвал, он профессор нашей кафедры. Начальником кафедры ЭОС с 1980 по 1985 года был кандидат технических наук,  доцент Петр Михайлович Радченко. Это выпускник первого набора, первый кандидат технических наук, а затем и первый профессор из числа выпускников ЭМФ. Успешно защитил докторскую диссертацию. Кафедрой СЭМ - в настоящее время эта кафедра именуется «Электронная схемотехника и микропроцессоры» - с момента ее основания руководил кандидат технических наук, доцент Николай Викторович Сгребнев, выпускник ЭМФ 1976 года. В течение пяти лет он был  деканом ЭМФ. Кафедрой АИС – это «Автоматические и информационные системы» - руководит с 1999 года доктор технических наук, профессор Сергей Витальевич Глушков, выпускник 1981 года. В состав электромеханического факультета в течение многих лет вплоть до его переименования и реформирования входила кафедра вычислительной техники. Первым её начальником был кандидат технических наук, доцент Олег Иасонович Меньшенин. Он стал потом начальником Новороссийского высшего инженерного морского училища. Сегодня кафедрой руководит выпускник факультета 2000 года, кандидат физико-математических наук  Денис Викторович Буров. Кафедрой теоретических основ электротехники, которая формирует «электрическое» мировоззрение наших выпускников,  одно время руководил выпускник 1972 года, кандидат технических наук Дмитрий Станиславович Николаев. Много лет заведующим кафедрой ТОЭ был Николай Прохорович Сологуб, профессор, кандидат технических наук, доктор транспорта. Он пришёл к нам с производства, но это один из тех людей, для которых морской вуз, работа на кафедре – это  дело всей жизни. В настоящее время кафедрой ТОЭ руководит выпускник ЭМФ  к.т.н. В.Седов. Более 20 выпускников ЭМФ сегодня работают на различных должностях в морском университете.

о преемственности 

- То есть преемственность сохраняется?

- В чём-то сохраняется, в чём-то – нет. Когда я пришел в ДВВИМУ, даже речи не было о платных зачётах и экзаменах. Там, где есть такая платная система, знаний быть не может. Если взять конспект курсанта 60-70х годов и конспект курсанта нынешнего, то от прежней системы знаний осталось процентов тридцать. Это объясняется многими причинами. К примеру, раньше по нашим дисциплинам учебники выпускались тиражом не менее 10000 экземпляров. Сегодня 500 – это максимум. Сейчас я работаю над учебником, собираю для него все самое новое, что есть в нашей специальности, все публикации в научных журналах и на сайтах. Я стесняюсь сказать, что в этой области сегодня больше меня в нашей стране мало, кто знает. Но это действительно так.

- Выпускники оказывают какую-то помощь? Скажем, в оборудовании лаборатории?

- Существенной помощи назвать, к сожалению, не могу.

- А как выходите из положения?

- Работаем… Если зайдете в наши лаборатории, то увидите, что оборудование очень старое. Тренажеры завезли еще в 80-е годы, когда я деканом был. Кстати, нас неоднократно пытались перевести в другой корпус, восьмой. Но я сказал: если наши электродвигатели начнут там работать, то корпус просто развалится. Были острые моменты, когда приходилось отстаивать свою правоту перед начальником. Вячеслав Иванович Седых был крут, но отходчив. Если ты мог доказать с фактами в руках, что прав, он соглашался.

о подготовке электромехаников

- Готовить специалистов для работы на море всегда было трудно. И сегодняшний день - не исключение?

- Нет. Получилось так, что электромеханики – а это наиболее подготовленные в теоретическом и практическом отношении специалисты на флоте – оказались в какой-то период невостребованными. И, соответственно, наименее оплачиваемыми. Это привело к потере мотивации к обучению на нашей специальности, к снижению конкурса, а в итоге  - к временному закрытию электромеханического факультета. В сентябре 2009 года наш факультет был восстановлен. Следующая задача – вернуть подготовку электромехаников в морское образовательное пространство – включить ЭМФ в состав морской академии. У этой идеи есть как сторонники (кафедры ЭОАС, ТОЭ и ряд «топ-руководителей»), так и противники.  У вышестоящего руководства возникло желание очередного перекраивания сложившегося образовательного пространства на ЭМФ и особенно на выпускающей кафедре ЭОС, которая сейчас стала называться по-новому – кафедра электрооборудования и автоматики судов (ЭОАС).  Дело не переименовании, а в том, что выпускающей кафедре прибавили несвойственные ей функции по подготовке специалистов не морской направленности. Новому начальнику кафедры, Владимиру Сергеевичу Перечесову, приходится решать вопросы, не связанные с основной задачей – выпуском электромехаников для морского флота. Сегодня востребованность электромехаников на флоте очевидна: уже несколько лет спрос на выпускников электромеханической специальности значительно превышает число выпускников.

- Чем это объясняется?

- Наряду с обычными теплоходами есть суда с более сложными энергетическими установками. Это ледоколы, буровые суда, пассажирские лайнеры, суда технического флота, паромы, научно-исследовательские суда, рыбопромысловые и перерабатывающие суда и так далее. Большинство из этих судов оборудовано гребными электрическими установками, имеют развитые электростанции. Электромеханической подготовки у наших судомехаников сегодня явно недостаточно, чтобы квалифицированно обслуживать энергетические установки таких судов. На российском дальневосточном бассейне опять стали появляться самые современные суда, в том числе и электроходы ледового класса. На них уже работают электромеханиками выпускники нашего факультета.

о главных качествах педагога

- Имея огромный педагогический опыт, какие качества  преподавателя Вы назвали бы основополагающими?

- Доброжелательность и компетентность.  Все остальное – наживное. Когда я был деканом, никогда не говорил курсанту: я тебя отчислю. В каждом из них надо видеть не только человека, но и будущего коллегу. Я, честно говоря, сначала себя преподавателем никак не видел. Когда подавал документы в ДВВИМУ, моя мама, педагог с большим стажем, отличник просвещения, спросила: «Как ты будешь преподавать, если не знаешь ни педагогики, ни психологии?». Я ответил, что прочитал шесть томов Макаренко…

- Кстати, из всех педагогических систем какой бы Вы отдали предпочтение сегодня?

- Я уже сказал, что лучше всех знаю Макаренко. На мой взгляд, его система воспитания лучше всего подходит для мореходки.

- Владимир Федорович, Вы – человек многогранный. Не только профессор, доктор наук, академик Российской академии транспорта и Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности. Вы – действительный член Русского географического общества и Владивостокского морского собрания, автор интересных автобиографических книг, заядлый путешественник, спортсмен, дайвер, фотограф… В чем секрет Вашего умения все успевать и делать одинаково хорошо?

- Мне всегда было интересно жить, интересно было испытывать себя в разных режимах: в науке,  педагогике, фотографии, рисование, фехтовании… А когда есть интерес и желание узнать больше – все получится.

- В одной из Ваших книг есть знаменательные слова: «Так сложилась моя судьба, а вернее – я сам её сложил». Что надо делать человеку, чтобы стать хозяином своей судьбы?

- Знаете, дело не в том, какую дорогу человек выберет, а в том, сможет ли он взять на себя ответственность за этот выбор. И этот выбор должен быть интересен. Мне часто приходится слышать, что кому-то не хватает времени, для того, чтобы осуществить свою мечту. Или денег и связей. Или здоровья… Мне ничего не мешало и не мешает. Просто я никогда не сдавался и не искал виновных в моих неудачах.

Галина Якунина,
ведущий специалист ЦПВ УВР

10 марта 2015 года