6 февраля 2015 года
МГУ: история в лицах

Сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского начинает публикацию интервью ветеранов Морского университета, которые были свидетелями становления и активными участниками развития морского образования в Приморье. Первое слово – Владимиру Гаманову, начальнику Морской академии.

Владимир Гаманов

о выборе пути

- Владимир Фёдорович, Вы родились в год Победы, наверное, поэтому у Вас характер победителя. Сочетание силы воли, жизнелюбия, чувства юмора – все это досталось по наследству? Или Вы сами сделали себя таким, какой есть?

- Столько замечательных качеств я за собой не наблюдаю. Живу, как живу.

- Тогда вспомним курсантскую юность. Вы поступили на судомеханический факультет ДВВИМУ в 1963-м…

- Курсантские годы я помню хорошо. Перед поступлением год проработал корпусником-котельщиком на Дальзаводе. Работа была тяжёлая, связанная с железом. Потихоньку втянулся, получил рабочую закваску. К учёбе в ДВВИМУ подошел серьезно, понимая, что жизнь не так проста, как кажется после школы. Необходимо зарабатывать на хлеб насущный.

- Вы поступили в мореходное училище, потому что здесь было гособеспечение?

- Нет, я с детства был нацелен на море. Повлияло озеро Ханка, где прошли детские годы. К тому же один из моих друзей бросил школу и пошел учиться на морехода. Приехал на каникулы в морской форме, пижонился перед нами… Это тоже сыграло роль. Кроме того, в школах тогда постоянно проводили встречи с выпускниками. Приезжал, Петя Устьянцев, курсант-электромеханик, выступал перед нами, рассказывал об учёбе в ДВВИМУ. Короче, с выбором я в старших классах определился. А так как с детства тянулся к технике, то документы подал на судомеханический. Рассудил, что для механика и на суше, и на море работа всегда найдется. Закончив школу в 1962-м году, я сразу не поступил, хотя оценки в аттестате были хорошие. Сгубила самоуверенность. Сдал контрольную по математике вторым, гордо вышел и назавтра получил… двойку. Через год сдал экзамены на «отлично».

о наставниках

- Кто из преподавателей Вам запомнился?

Помню я практически всех, но есть, как всегда, те, кто особенно запал в душу. Николай Владимирович Якобсон. Всегда поражал основательностью и глубиной своих знаний. Кроме нас он вёл физику и математику в Дальневосточном университете, причём, преподавал на английском языке. Кроме английского отлично знал французский и китайский. Еще запомнился преподаватель сопромата Борис Дмитриевич Пинчук. Его система подачи знаний была удивительно логичной и запоминающейся. Все мы с охотой ходили на занятия Пинчука. Борису Дмитриевичу я обязан своим увлечением сопротивлением материалов. А вот Алла Георгиевна Белова замечательно вела практику по теоретической механике Она была совсем молодой, только после  вуза, но сразу произвела впечатление человека принципиального, прекрасно знающего свой предмет. Геннадий Михайлович Боголепов, который вел теоретическую механику, тоже был замечательным специалистом своего дела и родоначальником дальних яхтенных походов в нашем училище… Нам везло на преподавателей. Потом мне ещё повезло работать с ними на одной кафедре.

о первых впечатлениях от учебы и первых шагах в науке

- Помните свои впервые впечатления от учебы в «бурсе»?

- Конечно. Было непросто. Мы не только учились, но постоянно несли различные наряды и выполняли множество работ в училище и в городе. Это была подготовка к морской жизни, её вахтам, авралам, судовым работам, тревогам. Нытики быстро отсеялись, а мы… привыкли.

- Вы учились при Фролове?

- Не только учился, но и начал свою преподавательскую деятельность. В 1968-м поступил в аспирантуру, через три года пошел ассистентом на кафедру, в 1973-м защитил диссертацию.

- По тем временам столь молодой кандидат наук был редкостью.

- Ну, у меня руководитель был серьёзный – доктор технических наук, профессор Валентин Эммануилович Магула. Огромную помощь в моем становлении оказал Анатолий Иванович Азовцев и вся кафедра ТУС, где я учился в аспирантуре.

о капитанском характере

- По моим наблюдениям, у Вас настоящий капитанский характер. Может, всё-таки, надо было на судоводительский поступать?

- Я не знаю, что такое капитанский характер. Если послушать других, то я – мягкий и пушистый. А капитан – это суровый морской волк, «обветренный, как скалы». Где-то узурпатор. В моём понимании капитан – это тот, кто может стать лидером в коллективе, сплотить его, невзирая ни на какие препоны, нюансы и сложности характеров. На судне должен быть порядок, единоначалие, нормальные взаимоотношения и общая цель. А когда все подчинены одной задаче и работают в едином ключе, тогда всё получится. Не суть важно – яхта это, гонки или другая ситуация. Если угодно, можете называть это капитанским характером. В моем понимании капитан на судне – это особая личность. Это профессионал, который управляет не только судном, но и людьми. Каждым человеком на борту.

о жизни под парусом

- И все же Вы – капитан, десятки лет командуете крейсерской яхтой «Командор Беринг». Наверное, уже лет пятьдесят под парусом?

- Да. В прошлом году исполнилось ровно полвека. Моя яхтенная биография началась с 1964 года,  когда под конец второго курса я попал в экипаж гоночной яхты к Евгению Ивановичу Жукову. Его я считаю своим первым и главным учителем. Там, на водной станции ДВВИМУ, познакомился с Борисом Абрамовичем и Вячеславом Седых, которые своими руками строили катер. В первый яхтенный поход мы пошли с Феодосием Рафаиловичем Ниточкиным, начальником судомеханического факультета, Юрой Комаровским и Витей Касьяненко – преподавателями нашего училища. Яхта называлась «Черный принц», сокращенно – «ЧП». Настоящий такой «миникрейсер», рубка которого была выкрашена в белый цвет, а корпус – в чёрный. Первый поход состоялся и прошел в нормальном штатном режиме. Второй поход был тоже на «ЧП», но уже в другом составе: с Валентином Тарасовым, Алексеем Пономаренко – это мои однокашники, и доцентом Владимиром Константиновичем Соколовым. К сожалению его уже нет с нами. Соколов очень сильно страдал морской болезнью, только ступит на борт – и уже укачался. Но присутствия духа не терял, слабость свою не показывал, балагурил постоянно. Носил такие очки, что через них, как через линзу, можно было бумагу зажигать. Потом походов и гонок было ещё очень много на разных яхтах, в том числе и две гонки из Австралии (Мельбурн) в Японию (Осака) с двумя членами экипажа на борту. Сегодня жизнь под парусом продолжается.

о регате на Кубок адмирала Невельского

- Ваше увлечение парусным спортом привело к тому, что Вы стали одним из инициаторов регаты на Кубок Невельского?

- Я - только один из инициаторов. Активным организатором регаты был Леонид Лысенко. А сама идея родилась из гонок, которыми руководил Евгений Жуков. Клубные гонки переросли в городские, городские вскоре стали краевыми. Масштаб гонок становился все серьёзнее и сложнее. В итоге регата на Кубок адмирала Невельского вошла в календарь парусных соревнований Приморской краевой федерации парусного спорта и обрела популярность среди яхтсменов. В прошлом году была успешно проведена уже 33-я гонка.

о факультете водных видов спорта

- А идея создания факультета водных видов спорта принадлежит Вам?

- Не совсем так. Везде есть закоперщики. В основу факультета легла специальность «Физкультура и спорт», в открытии которой я принимал самое деятельное участие. Основную роль в организации института водных видов спорта сыграл профессор Виктор Иванович Мельников, который появился у нас с легкой руки Леонида Лысенко. Мельников загорелся идеей создания института, который базировался на трех спортивных дисциплинах, как на трёх китах: гребле, парусе и плавании. Мельников стал первым директором ИВВС. С его помощью нам удалось решить многие оргвопросы, в первую очередь – доказать, что  у нас имеется соответствующая база, к тому же учебный комплекс находится в двух  шагах от моря. Помогли, конечно, и достижения наших яхтсменов и гребцов, их победы на всероссийском и международном уровне. Со временем было открыто заочное отделение,  и усилена материальная база. 

о продолжении династии

- Кто-то в Вашей семье продолжает морскую династию?

- Внук Глеб учится в Морском университете. Учится хорошо, на 4-й курс перешел. Но специальность у него не «плавательная» - информационная безопасность телекоммуникационных систем. Его увлечение в детстве – судомодельный спорт, а сегодня он член экипажа яхты «Командор Беринг». И в этом плане он, как бы продолжатель династии.

об этапах морского образования

- Вы были начальником кафедры, начальником судомеханического факультета, первым проректором Морского университета. Сегодня возглавляете Морскую академию. Перед Вашими глазами прошло несколько эпох,  несколько этапов развития морского образования. На Ваш взгляд, какие из этих этапов были наиболее яркими, интересными? Наиболее плодотворными в плане развития вуза?

- Вопрос непростой. Когда идёт обычный рабочий процесс, его темпы и нагрузка постоянно меняются. Справляться с этими переменами непросто, поскольку процесс многофакторный и, зачастую, текущие проблемы заслоняют то главное и самое важное, что происходит вокруг тебя. Бывает, темпы роста сразу ощущаются, на глазах меняется материальная база,  раскрывается  педагогический и научный потенциал. А потом все это внешне затихает  и свершения становятся ясны только годы спустя. Вот при Михаиле Ивановиче Гаврюке вперёд серьёзно двинулась наука. Стали защищать диссертации, открылась аспирантура. Он был авторитарным руководителем, но ни в коем случае не самодуром. При Гаврюке я стал заведовать кафедрой, получил жилье. И не только я, но и другие молодые специалисты. Я преклоняюсь перед Вячеславом Ивановичем Седых, потому что при нём мы обрели ту материальную базу, тот, так сказать,  задел, который используем до настоящего времени. Это тренажёры и новые общежития, это новые учебные площади. По уровню оснащённости тренажёрами в ту пору мы оказались впереди всех морских учебных заведений России. Владимир Михайлович Лобастов первым среди наших родственных вузов развернул тренажёр электронной картографии для судоводителей. Имеется в университете и комплекс судовых силовых установок, который расположен в тренажёрном Центре судомеханического факультета. Тренажеры норвежской фирмы “Норконтрол” и японской компании «Набко» позволяют вести обучение судомехаников  в условиях, максимально приближенных к реальным. Те федеральные целевые программы, благодаря которым мы работаем и развиваемся сегодня, были заложены при Вячеславе Ивановиче. Университетом мы тоже стали при нём, благодаря его настойчивости и умению убеждать. С ним было трудно, но интересно работать.

об успехе общего дела

Сложно делить успех общего дела между людьми. Каждый закладывал в фундамент морского образования что-то своё, такое, что давало потом импульс развития на многие годы. Могу сказать только хорошее о людях, с которыми я учился и работал.

Галина Якунина,
Центр патриотического воспитания УВР

6 февраля 2015 года