Судомеханический факультет - один из старейших в системе морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, начинает свою историю вместе с созданным в 1902 году мореходным училищем дальнего плавания, где велась подготовка механиков паросиловых установок. Подготовка инженеров-судомехаников началась с 5 марта 1944 года после преобразования морского техникума во Владивостокское высшее мореходное училище, выпускники которого стали получать рабочий диплом механика-универсала.
Факультет осуществляет подготовку по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Продолжительность обучения составляет 5,5 лет. Два года курсанты специальности 26.05.06 изучают дисциплины гуманитарного, социального, экономического и математического блоков, затем идет обучение по специальным дисциплинам и завершается итоговой аттестацией, включая государственный экзамен по специальности и выпускную квалификационную работу (проект).
Окончившие судомеханический факультет по специальности "Эксплуатация судовых энергетических установок" получают квалификацию «инженер-механик» и рабочий диплом "вахтенного механика" . Первоначальная должность выпускника данной специальности на судне – вахтенный механик.
C 1997 года подготовка проводится по новой программе с учетом дополнений 1995 г к международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДМНВ-78/95) и Манильских поправок 2010 года, что дает возможность выпускникам получить рабочий диплом международного образца, а хорошее знание английского языка и сертификаты по специальным видам подготовки, выданные в соответствии с требованиями МК ПДМНВ-78/95, позволяют выпускнику работать в любых зарубежных компаниях. Дополнительно выпускники могут пройти специальную подготовку для работы на специализированных судах: танкерах, химовозах и т.д..
Выпускники специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок », получившие углубленную подготовку по теоретическим основам электротехники, судовым электрическим машинам и автоматизированному управлению судовыми механизмами и системами, могут работать как на автоматизированных судах с сокращенным экипажем, так и на обычных судах в должности вахтенного механика.
Выпускники могут также работать в первоначальной должности технолога на судоремонтных предприятиях флота, инженера в проектно-конструкторских организациях.
Трудно найти другой факультет, обеспечивающий аналогичную широту диапазона будущего трудоустройства своего выпускника. Ведь эта широта - весь мир.
В состав факультета входят кафедры:
В настоящее время на факультете работает Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, 10 докторов технических наук и докторов транспорта РФ, имеющих ученое звание профессора и 20 доцентов, а общее количество преподавателей, с учеными степенями и званиями составляет более 70%.
Факультет располагает современной учебной, научной и лабораторной базой, которая постоянно совершенствуется и развивается. Так, например, на факультете функционирует единственный на Дальнем Востоке тренажерный комплекс «Дизельсим», с малооборотным и среднеоборотным главными двигателями, действует единственная в России научная школа, которая занимается разработкой присадок к горюче-смазочным материалам, очистки нефтепродуктов и диагностики судового оборудования по параметрам работающих масел. С этой целью создана учебно-научная лаборатория химмотологии, имеющая аккредитацию Госстандарта РФ.