22 мая 2020 года
Дети войны приближали Победу

9 мая мы отметили важную дату в истории страны – 75-летие со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. В ноябре 2020 года МГУ им. адм. Г.И. Невельского будет отмечать важное событие – 130 лет со дня основания. Для Морского технологического колледжа МГУ им. адм. Г.И. Невельского это два особенно важных события. Ведь 19 сентября 2019 года он отметил 78-летие со дня основания, и эта дата не случайно совпала с 78-летием начала Великой Отечественной войны. Суровой осенью 1941 года сотни ребят со всего Приморья приступили к изучению рабочих профессий в ремесленном училище № 12. Все последующие годы училище готовило кадры для рыбной отрасли края, а 2005 году учебное заведение вошло в состав Морского университета, став колледжем и начало обучать морских специалистов среднего звена.

Но история рождения этого учебного заведения настолько типична для многих теперешних колледжей, что о ней стоит рассказать, пользуясь некоторыми материалами, которые собраны в музее МТК, в подготовку экспозиций которого внесла большой вклад и душевное тепло бывший директор С.В. Левадняя.

С первых дней войны в Приморье была объявлена мобилизация на фронт, организована запись добровольцев. Образовался дефицит рабочих кадров. Восполнить его можно было за счёт призыва подростков в трудовые резервы, которые были образованы в нашей стране за полгода до начала Великой Отечественной войны.

Только война с фашизмом не на жизнь, а на смерть, поставила перед необходимостью привлечения детей к труду на производстве. Женщины и подростки – на их долю выпало немало трудностей  Колоссальный вклад, который внесли в дело Победы самые младшие представители военного поколения, хорошо и наглядно представлен в музее МТК.

21 июля 1941 года был издан приказ начальника Приморского Краевого Управления трудовых резервов о создании ряда новых ремесленных и железнодорожных училищ, в том числе и о создании в бухте Диомид, на мысе Анна ремесленных училищ №12 –металлистов и №13 – судостроительной промышленности. Но стало ясно, что подходящих помещений под мастерские и общежития сразу для двух училищ изыскать невозможно, поэтому через два дня было принято решение объединить контингент учащихся 700 человек в одном ремесленном училище № 12 – это решение и стало началом истории колледжа, который внес свой вклад в Победу.

Училищу было передано казарменное здание военного образца царской постройки по улице Калинина, 135 «А», под общежитие и столовую выделена деревянная казарма на улице Дубовая, 20. Директором утвердили И.Д. Фокина, из-за полученной инвалидности во время Хасанских событий он не мог быть призван на фронт, а заместителем по воспитательной работе Г.И. Любимова, который вскоре был призван на фронт, вместо него назначили П.Т. Куликова. В первых числах августа 390 человек, 50 из которых были девчонки, приступили к занятиям. Не было ни учебной доски, ни парт. С производством знакомились на жестяно-баночной фабрике, тарном комбинате, в рыбном порту, на заводе № 60. Этот завод приходилось достраивать вместе с рабочими, там же нередко ребята оставались ночевать. Кто-то ночевал в палатках, пока на Дубовой обустраивалась «двойная система коек».

Через полтора месяца, 19 сентября 1941 года, ремесленному училищу № 12 был присвоен № 10 (номер принадлежал Ружинскому железнодорожному училищу, освободился с введением отдельной нумерации для этих училищ, так как их число тоже увеличилось в связи с военной обстановкой).

Следующий набор пришёлся на январь 1943 года, сроки обучения во время войны сократились с двух до полутора лет. Вот что рассказывает о том времени бывшая учащаяся Зинаида Макаровна Кравчук (ныне Валюх): «Из Тарасовки (Ивановский район, ныне Михайловский) призвали 13 человек. Из нашей семьи мобилизовали меня, 15-летнюю, и 13-летнего брата Семёна. Сельские дети наравне со взрослыми работали на полях, но нужна была замена у станков ушедшим на фронт взрослым, поэтому просьба оставить в помощниках хотя бы младшего брата не возымела действия. Погрузили на грузовик и мы, стоя в кузове, доехали до Ивановки. В Ивановке собрали подростков из разных деревень, оттуда до Ипполитовки — тоже машиной, а затем поехали поездом во Владивосток, до Первой Речки. Там высадили и повели пешком к улице 25-я Октября и по ней до поворота на Ленинскую. Там строго перпендикулярно, по-солдатски, повернули на нее. Всех нас строем сопровождающий довел до остановки Мальцевской (сейчас Авангард). Наш сопровождающий постоянно сверял маршрут с бумагой, вероятно, сам не знал города. На Мальцевской вышли на лед Золотого Рога. Посреди бухты лед был разбит ледоколом, через промоину переброшены трапы – деревянные настилы, которые под ногами уходили под воду то одним краем, то другим. Идти было очень страшно. Так и перебрались на другой берег на улицу Калинина, колонной прошли ещё длинный путь до общежития. Там для нас была организована дезобаня, обработка паром одежды от вшей. Выдали нам, девчатам, белые юбки и штаны, которые потом было очень трудно содержать в чистоте и порядке. Вместо пальто были пиджаки с чужого плеча – общей формы не было. Чтобы раздобыть чулки, девочки продавали на рынке свою «ремеслянскую» пайку хлеба 300 граммов, покупали трикотажные белые шапочки в магазине, распускали их и вязали чулки. Матрацы в общежитии были набиты морской травой, летом их сушили, для чего траву вытряхивали и после сушки набивали обратно.

Теории как таковой не было, учёба начиналась сразу у станка. Семёна определили в слесарную, а меня – в токарную группу. Директором училища был полковник Ясиновский, старший мастер – Брик. Обращались по-военному: «Товарищ мастер, товарищ замполит». Точили гайки, болты и шайбы. Кажется, ничего героического, но каждая гайка, как гвоздь в строительстве дома, имела свое назначение и применение. В частности, при ремонте кораблей. Завод № 60 относился к ВМФ. Некоторых выпускников послали на остров Русский, где они изготавливали бомбы».

Вот как пишет об этом в своем стихотворении юнга огненных рейсов, бывший учащийся ремесленного училища №3 Владивостока А. П. Пильник:

В тринадцать – слесарь-оружейник,

В руках зубило, молоток,

В тиски – металл, врагу – ошейник,

Каленой стружки завиток.

Пусть гайка, болт обыкновенный,

Но это был заказ военный,

Святое дело той поры,

Огонь голодной детворы.

Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих сил. Они хлебнули горя полной чашей, ведь начало войны стало началом их взрослой жизни. За годы военного лихолетья 348 учащихся ушли на фронт. Кто-то из них остался на полях сражений, кто-то остался жив и продолжил свою трудовую деятельность. Многие годы после войны работали по полученной в училище специальности и добавили к своим военным орденам и медалям награды за труд: Николай Павлович Лунев, Матвей Андреевич Иванушко, Петр Николаевич Мацоло, Федор Андреевич Савинхин.

С 1941 по 1945 годы в училище было обучено 1192 слесарей, токарей, столяров, котельщиков, модельщиков, фрезеровщиков, направленных на работу на судоремонтные заводы в Совгавань, Хасан, Владивосток, что делало советский Дальний Восток надежным тылом и резервом для фронта.

А в послевоенный период не менее важным было обеспечение кадрами оборонной промышленности. Выпускники училища направлялись работать на заводы № 60, 78, 92, «Металлист», Дальзавод. С мая 1944 года училище было переподчинено Дальвоенморстрою ТОФ, так что распределение было и на предприятия Камчатки и в Амурскую флотилию.

Это только одна страница истории Морского технологического колледжа МГУ им. адм. Г.И. Невельского, который внес свой вклад в Великую Победу, память о которой сохранится навсегда. Ежегодно, в день рождения колледжа, для курсантов и студентов проводятся экскурсии в музей, в котором отведена отдельная экспозиции, рассказывающая о вкладе мальчишек и девчонок военной поры в Победу.

Пресс-центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

22 мая 2020 года