14 февраля 2019 года
Учёный, ставший трижды первым

75 лет празднования организации мореходных и высших мореходных училищ

Славная история становления высшего морского образования на Дальнем Востоке, которая насчитывает 75 лет, будет неполной без рассказа об одном из первых выпускников Владивостокского высшего мореходного училища Германе Семёновиче Щукине. Не только бывшие курсанты «бурсы», но и теперь уже именитые учёные, с большой благодарностью вспоминают своего учителя и наставника в первых научных исследованиях.

Герман Семёнович Щукин родом из села Евсино, Черепановского района, Новосибирской области. Семнадцатилетним пареньком приехал он во Владивосток и поступил на судомеханический факультет в ВВМУ. Шёл 1944 год, продолжалась кровопролитная война с фашисткой Германией. Бытовые условия курсантов, находившихся на полном государственном обеспечении, были чрезвычайно спартанскими, но жажда знаний и желание получить диплом инженера помогала выдержать все испытания. Даже в таких условиях курсанты пытались заниматься научными исследованиями, которые на первых порах носили реферативный характер. Сохранился отчёт ВВМУ, в котором отмечено, что курсант СМФ Г.С. Щукин подготовил реферат «История развития паровых котлов и машин».

В курсантские годы Г.С. Щукина закладывалась история кафедры судовые двигатели внутреннего сгорания (СДВС), которая началась с момента образования ВВМУ в 1944 году. Первым её начальником был Леонид Зиновьевич Мельцер, который настроил коллектив на создание лабораторной базы, по крохам собирали прнеподаватели учебную литературу, проектировали и самостоятельно изготавливали стенды, наглядные пособия, насыщали специализированную аудиторию деталями и узлами дизелей для изучения их конструкций.

К концу 1944/1945 учебного года материальная база ВВМУ состояла из небольшого трехэтажного здания бывшего Морского техникума, в котором располагались 30 аудиторных помещений, семь лабораторий и кабинетов, четыре помещения были отданы под квартиры преподавателей. Естественно, что, как докладывал начальник училища А.В.Борисов, при таком положении дел училище физически было лишено возможности проведения полноценной научно-исследовательской работы.

Курсанты с первого по третий выпуск ВВМУ слушали лекции преподавателей кафедры по дисциплинам: «Описательный курс ДВС», «Силовые установки», «Судоремонт», «Холодильные установки», «Эксплуатация СЭУ», «Составление технической ремонтной документации на английском языке».

Но постоянное обновление флота настоятельно требовало подготовки грамотных инженеров-судомехаников, которые могли работать на новых судах. Строительство и реконструкция мощных судоремонтных предприятий во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Находке и Совгавани, обусловило открытие в 1946 году судоремонтного факультета, начавшего готовить инженеров-судоремонтников широкого профиля. Ни в одном другом морском вузе страны подобной специальности не было.

Герман Семёнович Щукин в 1950 году в первом выпуске высшей мореходки c отличием окончил СМФ. А в 1954 году вновь одним из первых его выпускников завершил обучение в аспирантуре в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. Проблемы механической и тепловой напряженности ДВС разрабатывал старший преподаватель кафедры Г.С.Щукин. Результаты научных исследований публиковались в статьях: «Параметры, ограничивающие механическую и теплонапряженность двигателя» (1955), «Приближенные условия сохранения тепловой и механической напряженности при наддуве ДВС» (1956), «Наддув двигателей с ограничением их механической и тепловой напряженности» (1959). Он защитил диссертацию и стал одним из первых выпускников ВВМУ кандидатом технических наук, а затем доцентом. В 1959 году Герман Семенович Щукин был избран на должность начальника кафедры ДВС, которую возглавлял многие годы: с 1959 по 1969 гг. и с 1978 по 1984 гг. Он пользовался огромным авторитетом среди коллег, сотрудников, курсантов училища. Щукин был прекрасным методистом, замечательным лектором, чутким, отзывчивым и тактичным руководителем. Был награждён юбилейной медалью «За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда», знаком «Почетный работник морского флота СССР».

50-60-е годы прошлого века были отмечены реорганизациями кафедры СДВС, их осуществлял начальник кафедры Герман Семёнович Щукин. Они позволили вывести кафедру СДВС на ведущее положение в училище. Этому способствовала разработка актуальных для того времени научных проблем, главные из которых были посвящены обобщению опыта технической  эксплуатации электроустановки теплоходов новостроя типа «Певек», «Тикси» и «Омск». На основе научных разработок кафедра смогла взять на себя выполнение серьезных работ для дизелестроительной отрасли. В частности, стабильное сотрудничество установилось с Брянским машиностроительным, Коломенским тепловозостроительным заводами, заводом «Русский дизель», ЦНИИМФом, ЦНИДИ. По их заказу проводились исследования температурного и напряженного состояния поршней и крышек цилиндров, что значительно повысило надёжность работы и долговечность дизелей, которые устанавливались на строящиеся теплоходы.

Таким образом, в период с 1944 по 1958 год во Владивостокском высшем мореходном училище был заложен фундамент для планомерных научных исследований. Научная работа преподавателей начала рассматриваться как одна из приоритетных в работе училища, наряду с учебной и воспитательной. К НИР кафедр активно привлекались и курсанты. К концу этого периода укрепилась материально техническая база, сформировался костяк преподавательского коллектива училища, были налажены постоянные связи с производством, определены научные приоритеты.

Устойчивого рост научного потенциала курсантов, их успехи на всероссийских смотрах научных работ, вероятно, тоже добавили свой «плюс» при принятии решения о преобразовании в 1958 году ВВМУ в ВВИМУ – Владивостокское высшее инженерное мореходное училище. Училище действительно готовило полноценных инженеров – задача, вряд ли решаемая без вовлечения обучающихся в научную деятельность.

В период руководства кафедрой СДВС Г.С. Щукиным и Н.И. Хоменко в училище открылась аспирантура, которая помогла подготовить целую плеяду молодых учёных, значительно увеличилось финансирование научных исследований за счет хоздоговорных работ, объем которых доходил до 60% общего финансировании НИС училища.

В 1984 году кафедру возглавил ученик Г.С. Щукина – Г.П. Кича. В этот период при сохранении основных научных направлений в учебной и научной работе был взят курс на более широкое использование современных методов и представлений фундаментальных научных дисциплин с целью математического описания важнейших процессов и явлений в двигателях.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания Геннадий Петрович Кича в 1963 году встретился с Германом Семёновичем в ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского для получения у него консультации по дизельным вопросам и был им сагитирован на преподавательскую работу. Г.П. Кича успешно прошёл по конкурсу и стал старшим преподавателем кафедры СДВС Владивостокского высшего инженерного морского училища. А приобщением к научным исследованиям Геннадий Петрович во многом обязан именно Герману Семёновичу Щукину.

– Германа Семёновича Щукина я считаю своим учителем, поскольку под его руководством мною был проведён цикл объёмных исследований по судовым энергетическим установкам, – вспоминает Геннадий Петрович, – в то время он возглавлял кафедру судовых двигателей внутреннего сгорания. Щукин был для меня бесспорным лидером и авторитетом во всех вопросах преподавания и науки. Благодаря Герману Семёновичу я всерьёз заинтересовался судовой тематикой. Много исследований было проведено совместно с Германом Семёновичем. Эрудит, большой специалист в области тепловых двигателей, он обладал поистине энциклопедическими знаниями. Работа с ним была очень интересной и плодотворной. Именно этот человек привил мне интерес и вкус к серьёзным исследованиям, подвёл к мысли о подготовке кандидатской диссертации. После четырёх лет совместных исследований и преподавательской работы Герман Семёнович решил, что я полностью исчерпал научный ресурс кафедры, и дал мне рекомендацию на продолжение образования в Ленинграде, в аспирантуре Центрального научно-исследовательского дизельного института.

С 1963 по 1967 годы проходила эта результативная совместная исследовательская работа с Г.С. Щукиным, которая значительно расширила мой кругозор по судовым энергетическим установкам и позволила окончательно оценить возможности нового в то время направления – химмотологии. Позднее на кафедре была образована новая лаборатория – «Химмотология». Она прошла государственную аттестацию и аккредитацию. Появился задел для преподавания новой дисциплины «Технология использования топлив и смазочных материалов на судах», которая важна для профессиональной деятельности инженера-судомеханика.

Самые высокие достижения кафедры в области преподавания и науки пришлись на 1980–1992 годы, когда общее число работников НИС кафедры доходило до 30, при этом число старших научных сотрудников и аспирантов составляло до 12 человек. Ежегодно кафедра получала 8-10 авторских свидетельств, защищалось не менее двух диссертаций. Ученые степени и звания имели 90% преподавателей. За право преподавать в конкурсах участвовали не менее трех молодых ученых, закончивших аспирантуру.

Герман Семёнович Щукин рано ушёл из жизни, но оставил яркий след в истории морского образования на берегах Тихого океана, как прекрасный педагог и учёный, открывший путь в науку для талантливых молодых исследователей, которые достойно продолжили его дело.

Татьяна Каширская, Информационный центр МГУ

14 февраля 2019 года