23 января 2019 года
Первые результаты сотрудничества университета и ПАО «Совкомфлот» по проекту «Плавучая лаборатория» на судне «Геннадий Невельской»

В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного многофункционального судна снабжения «Геннадий Невельской» (проект «Плавучая лаборатория») в октябре 2018 года началась научная работа сотрудников и аспирантов вуза, а также плавательная практика курсантов.

В октябре 2018 года первым отправился в рейс на ледокольном судне снабжения морских платформ «Геннадий Невельской» доцент кафедры эксплуатация автоматизированных судовых энергетических установок (ЭАСЭУ) судомеханического факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского Андрей Александрович Панасенко. Он плодотворно поработал и собрал материал для написания методического пособия по регулируемым клапанам, предложил теорию оптимальной настройки регуляторов, которая окажется полезной и для экипажа судна, как и вся собранная информация по судну будет востребована фирмой «Транзас» при моделировании программ СЭУ для тренажеров.

В ноябре 2018 года на «Геннадий Невельской» был направлен аспирант Евгений Михайлович Деревцов, который за полтора месяца в море не только занимался научной работой по теме своей диссертации, но и оказал реальную помощь машинной команде судна. Недавно он вернулся в МГУ им. адм. Г.И. Невельского и рассказал о исследованиях, проведенных во время рейса.

– С началом активной эксплуатации новых современных многофункциональных судов снабжения ПАО «Совкомфлот» назрела необходимость основательного изучения высокотехнологичного оборудования на их борту. Для этого нужно тщательно изучить процессы, происходящие при его эксплуатации для оптимизации параметров, экономии энергетических ресурсов, выполнения экологических требований и требований безопасности при его применении, чтобы на этой основе составить подробную документацию для его эффективного использования.

Для выполнения такой трудоёмкой и сложной работы возникла возможность привлечения научных сотрудников – специалистов в этих областях науки и техники и моя стажировка оказалась очень кстати.

Такая необходимость возникла на «Геннадии Невельском», ввиду текущей занятости механиков при обслуживании, транспортировки и соблюдения мер безопасности по обеспечению грузом буровых платформ.

Мне представилась возможность исследовать и применить на практике свои знания и умения по выполнению некоторых названных тем исследований. Благодаря слаженному взаимодействию со старшими механиками Д.С. Харитоновым и Р.О. Богдановичем, вторым механиком А.В. Донским была введена в действие установка фирмы «Parker» по регенерации моторного масла от влаги в движителях конструкции Азипод, составлена подробная инструкция по ее использованию. Данные, полученные при проведении практических испытаний установки «Parker» имеют непосредственное отношение к теме моей кандидатской диссертации.

Также был изучен принцип работы уникальной системы стабилизации качки нового поколения «Hoppe Marine», которая позволяет повысить безопасность при выполнении работ на борту во время шторма, а также снизить раскачку судна при маневрировании. Составлена краткая инструкция для оператора по эксплуатации и настройке системы для различных режимов работы.

В ходе исследований на «Плавучей лаборатории» выявлены наиболее важные и перспективные вопросы, которые потребуют необходимой проработки на судах данного класса:

– по международному требованию конвенции МАРПОЛ все суда должны иметь на борту установку по обработке балластных вод. На «Геннадии Невельском» на таком оборудовании необходимо определить оптимальный режим работы, отрегулировать подачу обрабатываемой воды, а также выяснить достаточно ли одной обработки при приеме или сбросе балластных вод, либо нужно её обрабатывать и при сбросе, и при взятии балласта на борт;

– в некоторых регионах плавания предъявляются повышенные требования по содержанию окислов азота и серы в выхлопных газах. Поэтому в перспективе необходимо составить схемы по переходу с высокосернистого на низкосернистое топливо и хронометраж технологического процесса данного перехода. К этому же вопросу относится и установка по снижению окислов азота с применением уриносодержащих смесей для продуктивного использования, а также добиться синхронной работы с энергетической установкой, существенно не снижая эффективность ее работы.

Работа по проекту «Плавучая Лаборатория» еще только началась, уверен, что многие участники продолжат начатые исследования и надеюсь еще сам несколько раз побывать на «Геннадии Невельском».

Ледокольное судно снабжения «Геннадий Невельской» будет работать в режиме снабжения платформ до мая 2019 года и в феврале-марте планируется направление на него по проекту «Плавучая лаборатория» аспиранта И. Мажирина. Будем ждать новых результатов сотрудничества университета и ПАО «Совкомфлот»

Основной целью инновационной «Плавучей лаборатории» на ледокольном судне снабжения «Геннадий Невельской» является подготовка кадров для флота и проведение научных исследований, соответствующих комплексу государственных проектов по развитию Дальнего Востока и Восточного сектора Арктики. Проект, рассчитанный на пятилетний период, подразумевает проведение на базе судна научных исследований, а также практическую подготовку курсантов, реализацию научно-образовательных программ для аспирантов, молодых ученых и проведение стажировок для научных и педагогических работников вуза.

Информационный центр МГУ

23 января 2019 года