25 декабря 2018 года
Девушка с морским характером

Юлия Ковалёва морскую профессию выбрала осознано. Ей это было осуществить легче, чем предшественницам. Дорога в море для девушек теперь официально открыта. В последние годы девчата «косяком» пошли в признанные мужскими профессии, в том числе на судовождение с хорошей перспективой стать в будущем капитаном океанского судна. Только на судоводительском факультете МГУ им. адм. Г.И. Невельского на разных курсах в настоящее время учатся 22 девушки. Для того чтобы «вырасти» до командира судна у них, пожалуй, только одно препятствие – характер, он у претендентки в капитаны должен быть морской, крепкий. Как показала практика работы третьим помощником капитана на судах Сахалинского морского пароходства, у Юлии Ковалёвой характер и все качества для хорошего штурмана есть: точность, аккуратность, внимательность в работе и полный самоконтроль.

– По-иному, я думаю, и быть не могло, ведь у нас же вся семья моряцкая…, – объясняет она, – отец до сих пор в морях, работает на судах рыболовных компаний Сахалина, специалист по радиооборудованию, мама многие годы трудилась бухгалтером на плавбазе, и только с моим рождением «сошла» на берег. Я-то у них поздний ребёнок. С детства помню постоянные разговоры в доме о море, о том, как качнуло в путину... После девятого класса поступила на судоводительское отделение Сахалинского высшего морского училища имени Т.Б. Гуженко – Филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского, оно находится у нас в Холмске.

Юлия с удовольствием рассказывает, как ей нравилось учиться. С благодарностью вспоминает своих наставников, преподавателя сопромата и теоретической механики Ольгу Павловну Романову. Творческие дискуссии с преподавателями по навигации и лоции Иваном Петровичем Касаткиным и управления судном и мореходной астрономии Сергеем Леонардовичем Богдановым, преподавателем теории и устройства судна Николаем Владимировичем Демьяновым. А как прекрасно давала нам высшую математику директор училища, Любовь Васильевна Захарина!

Юлия Ковалёва не только успевала по всем предметам на «отлично», но и была признанным вожаком молодежного коллектива холмской «мореходки». Три года возглавляла курсантский и студенческий совет, активно участвовала в общественной жизни училища, читала стихи на областных конкурсах «Студенческая весна». За эти годы Юлия многому научилась у бывшей тогда заместителем директора по воспитательной работе Елены Германовны Маршалловой по организации и управлению коллективом.

Молодой штурман Юлия Ковалёва признается, что почувствовала, что выбрала профессию по душе уже после первой плавательной практики. Проходила плавательную практику, а потом работала в основном на судах разного назначения Сахалинского морского пароходства: контейнеровозах «Зея» и «SASCO-Ангара», судне типа Ro-Ro «Патриа», паромах «Сахалин-7» и «Сахалин-8».

– Мне было интересно всё, что касается работы вахтенного штурмана, – рассказывает она, – я скрупулёзно заполняла все журналы, освобождая от этой нудной, но важной, работы вахтенных. Когда сама стала работать на судне, мне эти навыки очень пригодились. Для практиканта большое значение имеет отношение к нему капитана судна. Мне с капитаном повезло. Он не относился ко мне с предубеждением, как к девушке, а проверил на практике мои знания, они его удовлетворили. И вот, как сейчас помню, стою на мостике, курс определён, всё идет в рабочем режиме. Капитан говорит, мол, дальше действуй самостоятельно. Будут вопросы – звони. Капитан ушёл, оставив со мной опытного матроса-рулевого. Всё шло нормально, пока судно не приблизилось к району лова рядом с островом Итуруп. Мелкие рыбацкие лодки и японские шхуны сновали впереди… Вот тут и настало время первого самостоятельного решения, как вдруг затряслись поджилки, ноги стали ватными, а на плечах ощутила всю тяжесть ответственности не только за экипаж, груз, но и за пассажиров, за их жизни… Минутная слабость прошла, и, взяв себя в руки спокойно оценила обстановку и сменила курс на более безопасный. После этого позвонила капитану. Ведь главное правило штурманов: «При любых сомнениях – вызывай капитана!» Когда он поднялся на мостик и оценил моё решение, сказал хорошо, но лучше было пойти так… И на практике показал мне как выбирать курс судна в районах лова. Как это важно для начинающего штурмана доверие капитана! Оно дало мне уверенность в своих знаниях и навыках, брать ответственность за судно и груз на себя. Потом, когда я уже самостоятельно работала третьим помощником капитана, уверенно проходила такие районы, знала места, где традиционно идет лов, даже азарт своеобразный появился к этому делу.

Но такое отношение к девушке-штурману было далеко не у всех капитанов. Встречались и недоверчивые. Бывало, что рассчитаю курс, выставлю точки, а потом меня каждые четыре часа вахтенные поднимают для корректировки… Как оказалось причина была в том, что после моей вахты капитан поднимался на мостик и исправлял курс по-своему усмотрению.

Преддипломную практику Юлия проходила зимой 2014 года на ледоколе-снабженце по проекту «Сахалин-2» дизель-электроходе «Пасифик Эндевор», а в июне 2015 года с отличием завершила обучение в училище. Решила получить высшее образование и поступила на судоводительский    факультет МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Часто помогала своим одногруппникам осваивать навигационную прокладку, приобретая первый педагогический опыт. Но после интересной и интенсивной практики на судах разного типа, наработанной штурманской уверенности в себе решила совмещать работу и учёбу. И Юлия Ковалёва перевелась на факультет заочного и дистанционного обучения. Ей хотелось уйти в море, на судно, в живую работу.

Пришла работать в родное Сахалинское морское пароходство. Юлию вполне устраивает предлагаемый в компании соцпакет, профессиональные надбавки, стабильность заработной платы. Продолжилась её наработка собственного опыта. Помогали и очень здорово прекрасные специалисты, например, старший помощник капитана контейнеровоза «SASCO-Ангара» Иван Михайлович Федяев.

– На одном из судов работал матросом студент-заочник сахалинского училища Александр Хромин, – рассказывает Юлия, – он привлёк мое внимание интересом к штурманским обязанностям на судне. Находил время, чтобы изучать под моим руководством как делать ежедневные записи в судовые журналы, осваивал навигационную прокладку… Прошло время и однажды на вахте слышу по радио традиционное приветствие от вахтенного со встречного судна. «Здравствуйте, Юлия Александровна! Это говорит с вами Александр Хромин. Я уже третий помощник капитана…». Вы знаете, как мне было приятно это услышать!

За несколько лет работы в море Юлия Ковалёва утвердилась в том, как важна для курсанта морского учебного заведения полноценная годовая плавательная практика. Именно она позволила начинающему штурману работать на разных типах судов, в разных районах. Она отмечает, что в традиционных районах работы судов Сахалинского морского пароходства работать спокойнее, нет той интенсивности судоходства, как это наблюдается в южных морях.

– В этом смысле показательно Южно-Китайское море, – делится Юлия, – там локатор буквально весь в «засветке»… Особенно большую «головную боль» вахтенному штурману доставляют мелкие суденышки и катера, которые не особенно жалуют правила расхождения судов в море. Вот уж где приходится быть постоянно на «товсь!», чтобы суметь вовремя разойтись… Сложность представляет и прохождение по реке Янцзы в Китае даже с лоцманом. Мы с отцом, когда встречаемся дома между рейсами, горячо обсуждаем разные моменты морской жизни, хотя порой встречаемся только в аэропорту Южно-Сахалинска. Он с морей – домой, а я лечу на новое судно… Шутим: «Вахту сдал!» – «Вахту принял!» Как-то приветствую встречное судно, называю себя и слышу густой баритон: «Ковалёва? Александра Анатольевича дочь?» Понимаю, что это отец дочерью так гордится, всем рассказывает о моих достижениях на флоте…

Сейчас Юлия Ковалёва заканчивает обучение в Морском университете, работает над дипломным проектом под руководством заведующего кафедрой управления судном, кандидата технических наук, доцента Георгия Николаевича Шарлая и кандидата технических наук, доцента Николая Михайловича Аносова. Темой работы выбрала «Сохранность перевозки грузов в контейнере». После получения диплома о высшем образовании Юлия Ковалёва выйдет на работу на судно уже в новом качестве – вторым помощником капитана, все документы у неё уже получены. А на вопрос: «Каково приходится работать на флоте молодой девушке?» Ответила очень уверенно:

– Это как она сумеет себя поставить. Нужно суметь выстроить четкие деловые отношения, показать ответственное отношение в работе, компетентность. Мне в этом отношении легче, поскольку у меня перед глазами был пример моих родителей, которым море не помешало состояться в профессии, иметь крепкую семью. Во время учебы в Морском университете участвовала в молодёжной конференции «Молодежь. Наука. Инновации» и выступала с докладом «Женщины на флоте». Что же мешает молодым девушкам идти в профессию? Устоявшиеся стереотипы и устоявшийся образ, что морская профессия исключительно для мужчин.

Права Юлия, нужно изменить несправедливое отношение к девушкам на флоте. Кстати, в этом помогают усилия Международной морской организации (ИМО) и Организации объединенных наций (ООН) в рамках программы «Интеграция женщин в морском секторе». Всё больше морских учебных заведений в мире, в том числе и в России, открывают свои двери курсантам-девушкам. И они это доверие оправдывают.

Татьяна Каширская

Информационный центр МГУ

25 декабря 2018 года