2 августа 2018 года
Морской университет на Международном дальневосточном морском салоне – 2018

26–28 июля на острове Русский в Дальневосточном федеральном университете состоялся Международный дальневосточный морской салон – 2018 (МДМС-2018).

Основные цели мероприятия – развитие судостроительного кластера и сопутствующих отраслей на Дальнем Востоке России, а также укрепление отраслевой интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В специализированном деловом мероприятии МДМС-2018 приняли участие российские и иностранные государственные деятели, главы субъектов РФ, руководители крупнейших корпораций, признанные эксперты в области морехозяйственной деятельности.

В центре внимания участников МДМС-2018 были вопросы, связанные с развитием технологий освоения Мирового океана, приоритетами развития российского судоходства, ролью водного транспорта в эпоху цифровизации, возрождением высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке, развитием промыслового флота для устойчивой добычи биоресурсов, возможностями развития водного туризма.

Тематика сессий и круглых столов, пленарного заседания МДМС-2018, Конференции Маринет НТИ включала в себя ряд острых вопросов, связанных с развитием судостроения, реализацией уникального потенциала отечественного скоростного судостроения, портового хозяйства, использованием новых возможностей для специализации государств – членов Евразийского экономического союза в сфере судостроения.

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского был приглашен фондом Росконгресс в роли докладчиков, экспертов и модераторов на ключевые секции в насыщенной деловой программе МДМС-2018. Университет использовал эту уникальную возможность, и наши коллеги приняли активное участие в тематических сессиях и круглых столах по актуальным темам морской отрасли, а также Конференции Маринет Национальной технологической инициативы (Маринет НТИ), проходивших на полях Морского салона.

И.о. ректора МГУ им. адм. Г.И. Невельского, С.А. Огай выступил модератором секции МДМС «Судостроитель. Кадровая обеспеченность отрасли». Вопрос обеспечения судостроительной отрасли кадрами является одним из ключевых. В этой области существует несколько основных проблем: нехватка кадров в целом, нехватка специалистов в удаленных регионах страны и небольших городах, несоответствие учебных программ требованиям потенциальных работодателей. Практически все компании испытывают кадровый голод в шельфовых проектах. Прорывные гражданские технологии очень важны, но не менее важно обеспечить кадры, способные разрабатывать эти технологии.

Какие решения существующих кадровых проблем в судостроительной отрасли имеются на государственном уровне? Как повысить мотивацию специалистов для выбора ими профессии судостроителя? Как выстроить слаженную систему подготовки рабочих основных специальностей в судостроении? С.А. Огай представил на сессии доклад на тему «Подготовка кадров для морской хозяйственной деятельности на основе  сотрудничества с индустриальными партнерами».

В ходе активной работы сессии эти вопросы обсуждали лидеры мнений, производственных предприятий: Ксения Аверина, директор Дальневосточного филиала HeadHunter; Елена Вохмина, заместитель генерального директора по кадровой политике, АО «Восточная верфь»; Юрий Журавель, начальник  научно-образовательного центра морских международных исследований ФГБОУ МГУ им. адм. Г. И. Невельского; Сергей Максимов, заместитель генерального директора по управлению персоналом, ПАО «Амурский судостроительный завод»; Владимир Пальмов, начальник федерального кадрового центра, ФГУП «ЦНИИ «Центр».

В работе секции – «Цифровая навигация, трекинг судов – лучшие идеи из сферы «Индустрии 4.0» в качестве модератора работал В.А. Хованец, помощник ректора МГУ им. адм. Г. И. Невельского по информатизации, директор департамента информатизации.

Проблематику секции составили вопросы: отслеживание перемещения судов и состояния перевозимых грузов на морском транспорте, формирование собственной системы регулирования применения современных технологий в морской навигации, преимущества применения новых технологий для трекинга судов.

С докладами выступили: Дмитрий Борисов, ведущий специалист коммерческого отдела направления LookOut по СФО и ДФО, ГК «СервисСофт»; Николай Зорченко, врио ректора ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»; Сергей Макеев, руководитель департамента, АО «Средне-Невский судостроительный завод»; Екатерина Медведева, ведущий специалист, выпускающий редактор, Фонд всестороннего развития детей и молодежи «От Винта»; Екатерина Соколова, директор по развитию, ООО «Маринео».

Приводим здесь впечатление от работы МДМС-2018 Соколовой Е.Б., начальника отдела по международным связям управления международной деятельности МГУ им. адм. Г.И. Невельского: «Темпы развития территорий Дальнего Востока привлекают большое число потенциальных инвесторов. Созданная впервые во Владивостоке дискуссионная и выставочная платформа МДМС позволила в новом ключе посмотреть на морскую отрасль. Во время проведения мероприятия можно было отметить высокий уровень подготовки организаторов к встрече гостей. Обширные тематики сессий, круглых столов, пленарных дискуссий позволили осветить ряд важных вопросов, начиная от цифровизации, судостроения, туризма в Арктике до кадровой морской политики. Отдельно стоит отметить важность выставочного павильона, где были представлены существующие технологии гражданского и военного судостроения. Надеюсь, что в 2020 году Международный дальневосточный морской салон расширит присутствие иностранных экспонентов и консолидирует усилия транспортной отрасли России на Дальнем Востоке».

Вот что сообщил о работе МДМС Журавель Ю.Г., начальник  научно-образовательного центра морских международных исследований ФГБОУ МГУ им. адм. Г. И. Невельского: «Выставка явилась началом формирования имиджа Владивостока и в целом Приморского края, как перспективного лидера судостроения в АТР. В 2020 году следует учесть визуализацию новой технологической продукции, производимой в первую очередь на ССК «Звезда» (2018 год – заложено 25 судов). Следует шире использовать возможности приморских вузов в первую очередь МГУ им. адм. Г.И. Невельского для подготовки квалифицированных иностранных специалистов».

Затепякин С.М., начальник научно-исследовательского отдела управления научно-исследовательской и инновационной деятельности активно работал в составе группы спикеров, которая вела яркую дискуссию по вопросам Сессии – «Приоритеты развития российского судоходства» в рамках деловой программы МДМС-2018 27.07.2018 и объединила специалистов-практиков (судоходные компании) и специалистов морской научной среды.

Центральным событием деловой программы Морского салона стало Пленарное заседание: «Водный транспорт в эпоху цифровизации и новых технологий». В работе секции приняли участие все представители Морского университета, которые были задействованы в работе мероприятия.

Вопросы возрождения высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке, в том числе судостроения, регионального развития, повышения конкурентоспособности России, практическое применение новых технологий в судостроении определило формат работы Пленарного заседания, так как сейчас цифровые технологии применяются на всех этапах – от судостроения до навигации. Среди ключевых участников встречи – глава Приморского края А.В. Тарасенко, заместитель председателя правительства России Ю.И. Борисов, командующий Тихоокеанским флотов адмирал С.И. Авакянц, а также представители Минпромторга, Объединенной судостроительной корпорации и Андрей Шишкин, вице-президент по энергетике, локализации и инновациям, ПАО «НК «Роснефть». Модератором встречи выступила ведущая и заместитель руководителя Службы информации телевидения и радио ГТРК «Владивосток» Татьяна Бережная.

Конференция Маринет НТИ, которая состоялась 28.07.2018, включила в себя ряд сессий, которые отвечают целям и задачам развития морской отрасли, а также Плану мероприятий Национальной технологической инициативы (Дорожная карта Маринет НТИ), по направлению «Маринет». ДК разработана для координации действий органов исполнительной власти, государственных и частных компаний, общественных организаций по реализации инициатив, направленных на формирование лидерских позиций российского бизнеса на перспективных технологических рынках глобальной морской отрасли.

Открыл Конференцию руководитель Дальневосточной подгруппы Маринет НТИ, проректор по научной работе МГУ им. адм. Г.И. Невельского Д.В. Буров.

В работе секций Конференции Маринет НТИ приняли участие руководство МГУ им. адм. Г.И. Невельского, научно-педагогические работники, эксперты, представители Администрации Приморского края, а также представители научно-образовательного, производственного сообщества, занятого в морехозяйственной деятельности не только Дальнего Востока, но и федерального центра России, иностранные слушатели.

От Морского университета в сессии «Подготовка кадров по специальностям рынка Маринет» выступили С.А. Огай с докладом по теме «Подготовка моряков к работе в Арктике и субарктических морях»; В.А. Хованец с докладом по теме «Цифровизация в морской отрасли и морском образовании». Сессия «Инновационное судостроение» была представлена докладом А.И. Азовцева «Перспективы применения мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах». На сессии «Технологии освоения океана» выступила Е.Б. Соколова в роли директора по развитию ООО «Маринео» с докладом «Проблемы стандартизации метеорологической маршрутизации в современной электронной навигации»; С.Ю. Монинец, декан факультета экологической безопасности и освоения шельфа МГУ им. адм. Г.И. Невельского с докладом по теме «Исследовательский центр современных технологий ликвидации разливов нефти в ледовых условиях. Первые результаты и перспективы развития». Cпециалисты университета оказали методическую помощь в проведении пленарной сессии «Водный транспорт в эпоху цифровизации и новых технологий».

Тем, кто работает в представленных перспективных направлениях морехозяйственной деятельности Маринет НТИ, рабочая группа НТИ старается оказать максимальную поддержку, используя все возможные инструменты. Это финансирование проектов Маринет через доступные инструменты проектов по развитию человеческого капитала, поддержка международного продвижения компаний, лоббирование будущих мировых чемпионов через совершенствование законодательства. И, безусловно, это региональное развитие Маринет, через Дальневосточную подгруппу, которая дает возможность компаниям, научным и учебным центрам формировать партнерства и совместные проекты, для создания здоровой конкурентной среды, взаимовыгодных партнерств.

Маринет НТИ предполагает использование новых инструментов поддержки высокотехнологичного бизнеса в морехозяйственной деятельности. Это большие проекты по масштабированию бизнеса с помощью Внешэкономбанка, Фонда развития Дальнего Востока, РВК и РОСНАНО, специальный фонд по поддержке высоких технологий, который будет инвестировать в проекты на венчурной стадии до 100 млн рублей, и в проекты на стадии роста – до 1 млрд. рублей. В число новых инструментов поддержки входит создание совместных венчурных фондов Маринет и РВК, которые будут инвестировать в малые и средние предприятия, поддержка предпринимателей и содействие продвижению проектов и инициатив среднего бизнеса Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Работу экспозиции МГУ им. адм. Г.И. Невельского обеспечивали А.В. Голенищев, помощник ректора по инвестиционным программам, В.Б. Ваксман, начальник учебно-тренажерного центра В.А. Буркин; доцент кафедры технических средств судовождения А.В. Артемьев, аспирант кафедры технических средств судовождения, заведующий лабораторией судовых электростанций А. Горшков, курсанты первого курса электромеханического факультета Илья Вербицкий, Ефим Романов, Егор Чайников, Илья Комиссаренко.

Впечатлениями от работы на экспозиции МГУ им. адм. Г.И. Невельского поделился заместитель регионального центра дополнительного морского профессионального образования А.В. Голенищев:

«В процессе работы экспозиции МГУ им. адм. Г.И. Невельского на МДМС-2018, большое количество посетителей и участников салона ознакомились со стендом Морского университета, пообщались с сотрудниками и курсантами, работающими на МДМС.

 Баннер строящегося Учебно-тренажерного комплекса привлекал внимание многих посетителей и участников, всех интересовали сроки его ввода в эксплуатацию и перечень тренажерной подготовки, планируемой в новом УТК». В результате осмотра стендов салона А.В. Голенищев обменялся контактами с несколькими представителями фирм производителей оборудования и программных продуктов, которые, по его мнению, могут в дальнейшем сотрудничать с университетом.

 «Можно и нужно думать о разработке новых курсов для слушателей ДВМТЦ совместно с новыми партнерами с Международного морского салона, так как практически все фирмы представляют западные части России, в основном ориентированные на ВПК», – поделился А.В. Голенищев.

По итогам работы МДМС-2018 также удалось получить мнение и пожелания декана факультета экологической безопасности и освоения шельфа С.Ю. Монинца: «Такие мероприятия, как Морской салон, безусловно, полезны и посещать их нужно. Но не стоит от них ждать интересных научных дискуссий и результатов. Это не входит в цели таких мероприятий. Необходимо серьезно подумать о проведении научно-практических конференций и семинаров с изданием сборников докладов на территории Университета. Добиваться постепенного повышения уровня участников и качества научных докладов. При нормальной организации и наличии площадки, такие мероприятия могут даже стать безубыточными, как это продемонстрировали конференции «Морская Экология-2005» и «Морская Экология-2007».

Автор форто: С.М.Затепякин

В.Ф. Рычкова, начальник управления научно-исследовательской и инновационной деятельности. Фото С.М. Затепякин, начальник научно-исследовательского отдела

2 августа 2018 года