1 августа 2018 года
Участники 1-го Международного дальневосточного морского салона ознакомились с производственной площадкой судоверфи «Звезда»

Комплекс, строящийся на территории опережающего развития «Большой Камень» – это первая верфь крупнотоннажного судостроения в России, рассчитанная на суда более 100 тысяч тонн дедвейта (известных в системе международного судоходства как класс Aframax).

В связи со значимостью взаимосвязи создаваемой верфи и вопросов наращивания активности морского транспортного флота на Дальнем Востоке России, обсуждение которых предстояло организовать на площадках Морского Салона, его организаторы – «Росконгресс» – не преминули сформировать из участников форума «экспедицию» в Большой Камень. Согласованный состав участников поездки от МГУ им. адм. Г.И. Невельского был расширен до трех участников: ректор Огай С.А., проректор по науке Буров Д.В., начальник НИО Затепякин С.М. Решение о таком участии Университета в ознакомительной поездке явилось закономерностью и результатом формирования стратегического взаимодействия с Роснефтью, с которой у университета есть соглашение о сотрудничестве. При поддержке главного акционера «Звезды» реализуется долгосрочная программа развития материальной базы университета для подготовки специалистов для судостроительного кластера Приморья. Продуктивность такого нарастающего взаимодействия очевидна, поскольку оно материализуется в материально-технической базе университета.

Одним из первых объектов, представленных делегатам Первого Морского Салона оказался транспортно-передаточный плавучий док, поскольку он является одним из ключевых элементов верфи. Док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 тыс. т., а также объектов морской техники, в частности, буровых платформ и их элементов (оснований и верхних строений).

На сегодняшний день, наличие передаточного плавдока означает гарантию исполнения «Звездой» уже заключенных контрактов на строительство четырех многофункциональных судов снабжения ледового класса, десяти Aframax танкеров, десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. т., арктического танкера-челнока дедвейтом 69 тыс. т.

Затем участникам Морского Салона был представлен гигантский цех, в котором велись работы во время экскурсии – «варились» судовые элементы корпусов судов для арктического шельфа.

Следующий важный элемент технологии создания новых судов был продемонстрирован рабочей экскурсии в процессе создания. На фоне некогда крупнейшей теплогенерирующей станции, здание которой демонтировалось, происходило создание крупнейшего сухого дока, в котором предстоит собирать крупные элементы (судовые секции) в целостный корпус судна. Как пояснил руководитель строительства объекта, создание сухого дока, расчетная глубина которого на момент знакомства уже составляла 11 метров, будет готов принять укрупненные элементы судов точно в тот момент, когда они будут созданы. Примечательно, что доков такого размера Россия на Дальнем Востоке не строила уже больше века, а именно со времен дока Цесаревича на Дальзаводе.

Дальнейшее строительство судна, дооснастка грузовым, навигационным оборудованием, будет продолжаться у достроечных причалов, сооружение которых также происходит невдалеке от сухого дока.

Участники первого Морского салона на Дальнем Востоке отметили, что сейчас в Приморье закладывается основа для будущего не только российской, но и мировой морской экономики.

Фото автора.

С.М. Затепякин, начальник научно-исследовательского отдела

1 августа 2018 года