3 июля 2018 года
Оппонент с африканским обаянием

Когда в диссертационном совете МГУ им. адм. Г.И. Невельского готовились к защите капитана плавучей полупогружной буровой установки «Северное сияние» ООО «Газпром флот» ПАО «Газпром» А.И. Бражного возникла определенная интрига, когда узнали, что будет присутствовать официальный оппонент соискателя – представитель африканского континента, которые редкие гости на Дальнем Востоке – кандидат технических наук Кукуи Фирмин Дживо.

Но в день защиты все успокоились. Выяснилось, что Кукуи прекрасно говорит по-русски. Этот высокий, спортивный, с доброжелательной улыбкой мужчина сразу вызвал симпатию. В ходе защиты он показал себя компетентным специалистом, который не только дал оценку работе как официальный оппонент, но и активно участвовал в дискуссии, высказал свое мнение о достоинствах и недостатках представленной работы. После защиты побеседовали с ним, и короткий разговор начался со знакомства.

– Мое имя Фирмин, а отчество – Дживо, фамилия Кукуи, – широко улыбаясь представился собеседник на чистом русском языке.

– Вы видно давно живете в России?

– 30 с лишним лет… Я приехал учиться русскому языку еще во времена СССР в Астрахань из столицы Бенина города Порто-Ново. Между нашими странами в те годы был договор в области образования. Год изучал русский язык, а потом мне предложили продолжить обучение. Я решил стать моряком, выбрал заполярный город Мурманск, поступил в Мурманскую государственную академию рыбопромышленного флота на специальность «Судовождение».

– А как получилось, что остались в Заполярье…

– На преддипломной практике на траулере старался работать хорошо, капитан меня заметил. Как-то мы стояли с ним на мостике ночью, и он говорит: «Кукуи, какие у тебя планы на будущее?» Я говорю: «Заканчиваю, беру диплом, и еду домой». Он сказал: «Я бы тебе не советовал ехать куда-то. Дома у вас флота нет, тебя посадят в министерство, ты специальность забудешь… Оставайся, поработай здесь год-два, почувствуй себя штурманом, а потом уж езжай куда хочешь». Я послушался его совета. В 1996 году окончил мореходку и пошел вахтенным штурманом в море, женился на русской девушке, родились дети, получил российское гражданство.

– Сейчас Вы ведущий инженер отдела морских перевозок службы грузооборота и комплектации Управления по транспортному обеспечению ООО «Газпром нефть шельф», кандидат технических наук… Как складывалась Ваша карьера в минувшие годы?

– Я вместе с Россией пережил трудные 90-е годы, привык к Мурманску. Он стал моим родным городом.

– Можно сказать, что Вы обрусели…

– Скорее всего, так и получилось. Надо признаться, что я долго на одном месте работать не любил, хотелось освоить что-то новое, поэтому с удовольствием менял места работы. Работал в траловом флоте, на транспортных судах. Побывал во множестве стран, в портах Жной и Северной Америки, в странах Юго-Восточной Азии. Кстати, несколько раз был во Владивостоке, когда мы меняли экипаж в этом регионе мира. Последний раз побывал здесь в 2000 году. С той поры город очень изменился к лучшему. Я был уже старпомом, когда меня пригласили работать инспектором государственного портового контроля в Мурманске. Потом занимал должность капитана инспекции государственного портового контроля ФГУ «Администрация морского порта, Мурманск». В этот период мы и познакомились с капитаном Андреем Ивановичем Бражным. Я знал его как отличного специалиста, поэтому согласился быть его оппонентом при защите кандидатской диссертации. Работая на берегу, закончил Мурманский государственный технический университет по специальности «Эксплуатация водного транспорта, судовождение» и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». Закончив аспирантуру, защитился, кандидат технических наук. Есть опыт преподавательской работы. Несколько лет был доцентом кафедры портовой подъемно-транспортной техники и гидротехнического строительства, заведующим кафедрой портовой подъёмно-транспортной техники и гидротехнического строительства. Мурманского филиала «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».

– А чем Вам запомнились годы курсантской жизни?

– До сих пор вспоминаю 5,5 курсантских лет в мурманской мореходке… По душе мне была строгая дисциплина, форма, построения, жизнь в кубриках… Я был там не один африканец, нас была группа. Старались все учиться на «отлично», если кто-то получал на экзамене оценку ниже, то стыдно было перед товарищами… Зачетку прятали, не показывали... Жаль, что в настоящее время те традиции строгой дисциплины у нас в мореходке потеряны. Курсанты ходят в форме при гюйсах – и в кроссовках… А во Владивостоке я почувствовал, что здесь традиции живы, что здесь в полную меру работает организационно-строевой отдел. В Морском университете курсанты подтянуты, четко приветствуют офицеров… Мне отдавали честь, когда я был на территории университета в форме. Вы просто молодцы, что сохранили традиционную подготовку моряков.

А капитан Андрей Бражный, добавил: «Вы знаете, у нас в Мурманске очень любят Фирмина, не только как классного специалиста, но и как обаятельного, доброго человека!» Вот так по-настоящему сближаются люди разных континентов и рас.

Татьяна Каширская, информационный центр ОИУ МГУ

3 июля 2018 года