30 мая 2018 года
«Универсальные» знания школы «Навигатор инноватора» дают толчок научным разработкам

С 22 по 25 мая на базе ДВФУ Дальневосточное представительство Фонда Сколково и Школа Открытого университета Сколково провели Весеннюю школу «Навигатор инноватора», в которой прошли обучение и приобрели новые знания аспиранты, курсанты и студенты МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Четырехдневная практико-ориентированная интенсивная программа стала хорошей поддержкой для будущих лидеров научно-технологических проектов аспирантов, молодых ученых и студентов, мечтающих создавать собственные инновационные разработки. О своем участии в работе школы рассказала аспирант 2 года обучения Морского университета Анастасия Баженова.

– Впервые, я услышала о школе в прошлом году. По личным обстоятельствам, мне не удалось подать заявку на участие. От аспирантов, которые приняли участие, слышала восторженные отзывы. После встречи с Ильей Мириным, руководителем Дальневосточного представительства Фонда «Сколково», которая состоялась 10 мая на площадке нашего университета, я приняла решение пройти обучение в весенней школе.

Для участия в школе требовалось заполнить заявку. Количество участников было ограничено, и на этом факте Илья Мирин особо заострил внимание.

При заполнении заявки требовалось указать, в каком статусе я буду проходить обучение: в качестве слушателя или продвигать собственный проект. В связи с тем, что я не была готова представлять свой проект и обнародовать свои исследования на этом мероприятии, решила заявить себя в качестве слушателя.

– Кто еще из курсантов и студентов Морского университета принимал участие в школе?

– В этом году в Весенней школе было 92 участника. Большинство из них – студенты ДВФУ, но много было представителей из других вузов: ТГМУ, Дальрыбвтуза, МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Морской университет  достойно представили 6 аспирантов:

Куранакова Светлана, Бирюкова Анна, Лесогор Ольга, Пляшешник Ксения, Семенюк Людмила. Приятно осознавать и видеть участников в школе в качестве слушателей наших курсантов. Хочется отметить, что нынешние курсанты и студенты активно занимаются проектной деятельностью, предлагают свои идеи для предпринимательства.

 – Как проходили занятия?

– Занятия проходили в форме лекций и деловых игр. Первую половину дня выступали лекторы из Открытого университета Сколково и эксперты отраслей: Биберсова-Кржановская Карина (партнер компании WhITe // We Have IT Experience (развитие soft skills в сфере IТ); Ермолин Алексей (управляющий партнер компании Three Peak Communications); Ганюшкин Александр (основатель и директор компании ООО «РОБОТ», резидент Сколково, резидент технопарка «Русский»); Зеленцова Елена (Вице-Президент, Директор по развитию городской среды Фонда «Сколково»); Морозова Екатерина (директор Открытого университета Сколково); Никонова Ксения (эксперт и практик в области дизайн-мышления и человеко-ориентированных инноваций); Телесова Марина (менеджер Открытого университета Сколково).

Лекторы рассказывали, как определять проблему, которую решает предложенная идея, каким образом анализировать решение и провести проверку на её жизнеспособность, приводили примеры успешных решений от крупных компаний.

– Что было особенно интересно?

– На первый взгляд, предметы лекций показались слишком обобщенными и неприменимыми, например, для моей научной работы. Позднее я пришла к выводу, что нам дали очень ценные знания, «универсальные», которые можно применить и к частному случаю. Например, нас учили, что при постановке проблемы нужно ответить на вопрос: «Где у вас болит?». «Болит – это означает дискомфорт. Неудобство, за решение которого потребитель готов платить». На первый взгляд, это применимо к простым вещам – именно так и появляются бытовые устройства, облегчающие нам жизнь – от сенсорных телефонов до эргономичной мебели.

Но этот же подход успешно работает и с глобальными вещами. Если есть в отрасли проблема – она создает «боль». Неудобство. Потребителем в этом случае становится не человек, а группы людей, или целый пласт общества, или коммерческие компании, или государство. Это настолько просто и очевидно, но проговоренное несколько раз, в том контексте и формате, как это было на весенней школе, стало откровением. Очень полезно проводить такие встряски для сознания!

Чтобы закрепить полученные знания, нас разделили на группы. В каждой группе был человек, который пришел со своим проектом. В течение четырех дней мы работали в команде, развивали проекты, и в последний день презентовали их.

Проекты были очень разные: от изготовления пищевых добавок из морских звезд, до бионических протезов и окон, аккумулирующих солнечную энергию. В целом, я очень довольна своим обучением в школе. Я получила опыт работы в команде, знания и советы экспертов, в следующем году обязательно постараюсь предложить свой проект.

Фото предоставлено Весенней школой

Центр подготовки научно-педагогических кадров

30 мая 2018 года