22 мая 2018 года
Формируется новая экономическая карта Корейского полуострова

16-17 мая превратились в настоящие дни российско-корейского сотрудничества в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сразу три интересных и важных мероприятия были проведены всего за 24 часа…

Вначале в Морском университете встречали большую (25 человек) делегацию из Университета «Седжон». Этот частный университет находится в столице Южной Кореи – г. Сеул и назван в честь короля Седжона (XV век), одного из величайших монархов в истории Кореи. Достаточно сказать, что именно король Седжон ввел в употребление корейский алфавит (азбуку), намного ускорившую распространение грамотности среди населения Кореи.

В составе делегации были не просто студенты, а представители органов власти, научных центров и бизнеса Республики Корея, обучающиеся и ведущие научно-исследовательскую деятельность в рамках специального курса послевузовского обучения. Во Владивосток группа прибыла из Хабаровска, после встречи в Морском университете они отправились в администрацию города Владивостока.

На встрече с делегацией Университета «Седжон» проректор по международной деятельности Юрий Журавель и начальник управления международной деятельности Сергей Смирнов познакомили гостей с историей, структурой и перспективными научно-образовательными проектами Морского университета. Далее разговор затронул темы освоения Северного морского пути, двустороннего сотрудничества в области судостроения, морской экологии.

Сразу по окончании встречи с делегацией Университета «Седжон» представители МГУ им. адм. Г.И. Невельского отправились в гостиницу «Хёндэ», где открылся 8-й Дальневосточный российско-корейский форум. Ректор Сергей Огай открыл 3-е пленарное заседание Форума на тему «Северный морской путь – логистика: предложения по взаимодействию для стабильного развития грузоперевозок по Северному морскому пути». Доклад С.А. Огая был посвящен успехам, проблемам и дальнейшим планам по активизации коммерческого использования Севморпути в интересах экономики России и стран Северо-Восточной Азии.

После ректора выступили генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки» Н.А. Пегин, рассмотревший проблематику Севморпути применительно к Камчатскому краю; профессор Чо Чжи Сонг из Корейского морского института (КМИ), представивший интересные бизнес-предложения в концепцию развития Севморпути; заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги А.Н. Прудников, рассказавший о направлениях модернизации железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке России; бизнесмен из Кореи Хан Чхан Юн, реализующий очень многообещающий проект в области деревообработки в дальневосточном регионе России, но требующий разработки новой транспортн-логистической схемы.

В дискуссии по данной теме приняли участие такие авторитетные представители академической науки, как научный руководитель ТИГ ДВО РАН П.Я Бакланов и руководитель Центра азиатстко-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН В.Л. Ларин. Обмен мнениями был открытым и принципиальным. «Оптимистов», среди выступивших в дискуссии, было явно больше. Но практически все подчеркивали мысль, что до окончательной «победы» над Арктикой еще очень и очень далеко, и что ключ к успеху лежит в налаживании широкого и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Заседание модерировал президент Корейского морского института (КМИ) Ян Чан Хо, который считается одним из ведущих экспертов в области международной логистики.

На следующий день, утром 17 мая, многие участники 8-го Дальневосточного форума встретились вновь, теперь в стенах Морского университета. Здесь прошел научно-практический семинар на тему «Перспективы возрождения Транскорейских экономических проектов».

По взаимной договоренности между МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Корейским морским институтом подобные тематические семинары проводятся два раза в год в рамках работы совместного Исследовательского центра. Выбор темы семинара определяется в соответствии с приоритетами программы исследований, согласованной сторонами на очередной календарный год.

Но на этот раз процедура несколько отличалась, поскольку российская сторона в феврале этого года предложила южнокорейским партнерам обсудить трехсторонние экономические проекты на Корейском полуострове. В КМИ вначале с большой осторожностью отнеслись к этой идее, ведь совсем свежи в памяти были события лета – осени 2017 года, поставившие наш регион на грань «горячей» войны. Но, как позже выяснилось, оптимизм участников проекта из Морского университета оказался оправданным. После приезда большой делегации из КНДР на зимнюю Олимпиаду в Пхёнчане события стали развиваться с калейдоскопической быстротой.

27 апреля руководители двух Корей встретились в демилитаризованной зоне и подписали декларацию о намерении заключить мирный договор. Теперь пришло время практической работы, поэтому актуальность темы, выбранной для семинара в Морском университете, подтвердилась на все 100%.

К участникам семинара с приветствиями и пожеланиями успешной и плодотворной работы обратились ректор МГУ им. адм. Г.И. Невельского Сергей Огай, президент КМИ Ян Чан Хо и впервые сотрудник Генерального консульства КНДР во Владивостоке. Затем руководители Морского университета и КМИ подписали рамочное соглашение о программе совместных исследований в области транспорта, логистики и портовой инфраструктуры в рамках совместного российско-корейского центра на 2018 – 2020 годы.

Далее координаторы проекта познакомили участников семинара с процедурами и приоритетами работы совместного Исследовательского центра. В частности, начальник управления международной деятельности Морского университета Сергей Смирнов, представляя участников семинара с российской стороны, подчеркнул, что к проведению исследований в рамках Центра будут привлекаться не только представители Морского университета, но и ученые, исследователи и эксперты из других научных и образовательных организаций Владивостока и Дальнего Востока.

Доктор Пак Сонг Чжун из КМИ сообщил об их желании построить работу Центра таким образом, чтобы она способствовала активизации трехсторонних бизнес-проектов на Корейском полуострове и Дальнем Востоке России. Он также отметил, что хотя оба партнера имеют морской профиль, в исследовательской деятельности не следует ограничиваться исключительно морской тематикой.

Основным докладчиком с российской стороны выступил заведующий сектором тихоокеанских исследований научно-образовательного центра морских международных исследований МГУ им. адм. Г.И. Невельского Владимир Лазарев. Его выступление было посвящено возможным новым направлениям исследований, в частности, о сопряжении портов Дальнего Востока России, Южной и Северной Корей с Северным морским путем, о новых возможностях для бизнеса, предоставляемых Свободным портом Владивосток.

От КМИ выступил начальник отдела международной логистики Ким Ын Су. Он остановился на недавних инициативах Республики Корея в области трехстороннего и многостороннего сотрудничества. Это проект «Девять мостов», который впервые был обнародован на саммите России и Южной Кореи в сентябре 2017 года во Владивостоке на полях работы 3-го Восточного экономического форума, а также совсем свежий проект «Новая экономическая карта Кореи». Он также подтвердил большой интерес корейского бизнеса к вхождению в Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, в первую очередь – Надеждинской ТОСЭР.

Далее участники семинара имели возможность высказать свое мнение и задать вопросы друг другу. Обсуждались самые разные темы, в том числе, изучение морских биоресурсов в Арктике, защита замерзающих акваторий от загрязнений нефтепродуктами, надежная работа телекоммуникационных систем в высоких широтах и другие. В целом, семинар прошел в дружественной и деловой обстановке, представители двух корейских государств уважительно и оптимистично говорили о перспективах трехстороннего экономического сотрудничества по профилю Исследовательского центра МГУ – КМИ. И это не случайно – ведь если удастся подключить транспортную систему КНДР к региональной логистической инфраструктуре, экономический эффект для всех сторон будет впечатляющим.

Как выразился один из участников семинара, «если бы президент Республики Корея Мун Чжа Ин в сентябре 2017 года смог предвидеть такую положительную динамику в межкорейских отношениях, то он, вероятно, включил бы в свою инициативу не 9, а 10 мостов». Этот 10-й, а по сути – первый мост – есть КНДР, волей политической географии периода «холодной войны» отделивший Юг полуострова от остальной Евразии, но сегодня способной выполнить интегрирующую и консолидирующую роль.

Информационный центр ОИУ МГУ

22 мая 2018 года