14 февраля 2018 года
Создается «Дорожная карта» для Российско-Корейского исследовательского центра при Морском университете

РКИЦ – совместный проект МГУ им. адм. Г.И. Невельского и КМИ. Официально он был открыт в 2015 году для проведения прикладных научных исследований в рамках Меморандума о сотрудничестве Российской Федерации и Республики Корея в модернизации портовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктического побережья, подписанного министрами транспорта двух стран в Москве в январе 2014 года.

Доктор Ли Сонг У, кстати, являющийся одним из лучших специалистов в области международной логистики и транспорта в Корее, сообщил, что КМИ не только намерен продолжать сотрудничество в рамках РКИЦ, но и предлагает повысить уровень проекта, превратив его в авторитетную международную исследовательскую структуру в Северо-Восточной Азии. Он объяснил особенности реализации и финансирования проекта с корейской стороны, сделав акцент на следующем.

КМИ – государственная структура, финансируемая из бюджета. В Республике Корея, как известно, в недавнем прошлом разразился внутриполитический кризис, в результате которого пришлось проводить досрочные президентские выборы. И только после прихода к власти президента Мун Чжэ Ина и обнародования им концепции, известной как «Девять мостов» (“NineBridges”), стало ясно – стратегический курс на развитие полномасштабного экономического сотрудничества с Россией будет продолжен. Не случайно данная инициатива была озвучена южнокорейским президентом во Владивостоке, во время работы 3-го Восточного экономического форума в сентябре 2017 года. «Девять мостов», по словам Мун Чжэ Ина, означают одновременное и многостороннее сотрудничество в области энергетики, поставок природного газа, железных дорог, освоения Северного морского пути, судостроения, сельского хозяйства, транспорта и логистики, здравоохранения и всех форм образования.

Во-вторых, тревожные события на Корейском полуострове, связанные с ускоренной реализацией КНДР своей ракетно-ядерной программы, особенно в 2017 году, не могли не сказаться на проектах регионального экономического сотрудничества. Действительно, сложно планировать  создание новых трансграничных коридоров, логистических узлов и портовых терминалов, когда в непосредственной близости в любой момент может начаться большая война. Поэтому корейские партнеры весьма позитивно оценили наметившееся потепление в отношениях Севера и Юга Кореи, особенно приезд спортсменов КНДР на Зимнюю олимпиаду в Пхёнчане и выступление единой команды Кореи.

Наконец, необходимо учитывать организационные проблемы, связанные с переездом КМИ в 2015 г. из Сеула в «морскую столицу» – Пусан. Здесь Республика Корея твердо идет своим путем, переводя правительственные учреждения из перенаселенного Сеула на периферию. В Пусане, а точнее, на его самом южном острове Ёндо, который раньше был местом ссылки и расселения перебежчиков из КНДР, сегодня построен мост и создан настоящий морской кластер. На относительно небольшой территории сосредоточены пять ведущих научно-исследовательских учреждений морской и рыбохозяйственной отрасли, Корейский морской и океанический университет и даже Национальный морской музей. По замыслу, размещение в одном месте этих организаций позволит улучшить координацию морской политики и морской деятельности, упростить внедрение инноваций и повысить общую эффективность морской отрасли Южной Кореи. Время покажет…

Во время обсуждения представители Морского университета и КМИ определили расширенную тематику совместных исследований. В нее вошли следующие темы: перспективы развития и профилирование портов Дальневосточной России от Петропавловска-Камчатского на севере до Зарубино на юге, транзитные перевозки грузов, в том числе контейнерных, по трассам Северного морского пути, правовые и организационные вопросы использования безэкипажных судов в Мировом океане, в том числе в Арктике.

Стороны были единодушны в том, что рамки РКИЦ не должны ограничиваться только прикладными исследовательскими проектами. На базе Центра возможно проведение академических обменов, обучение и профессиональное становление аспирантов и магистрантов, в том числе из других вузов и государств, установление деловых и личных контактов между представителями морской отрасли стран Северо-Восточной Азии.

Практическим результатом переговоров стала договоренность о создании «дорожной карты» развития проекта РКИЦ. Планируется, что в полную силу Центр заработает к маю с.г., когда во Владивостоке будет проходить очередной Дальневосточный российско-корейский бизнес-форум. А в сентябре 2018 года участники рабочей группы надеются доложить конкретные практические результаты совместной деятельности руководству наших стран во время проведения 4-го Восточного экономического форума во Владивостоке на острове Русский.


Информационный центр ОИУ МГУ

14 февраля 2018 года