Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
9 ноября 2017 года
Первая Международная конференция по судовой подготовке специалистов для морской отрасли

26-27 октября в г. Пусан (Республика Корея) состоялась Первая Международная конференция  по судовой подготовке специалистов для морской отрасли, организаторами которой вступили Глобальный центр судовой подготовки (GlobalOn-BoardTrainingCenter, GOBTC), Министерство океанов и рыболовства Республики Корея, правительство города центрального подчинения Пусан. В работе конференции участвовал от МГУ им. адм. Г.И. Невельского начальник управления международной деятельности С.М. Смирнов.

Конференция проходила на базе кампуса Корейского морского и океанического университета (КМОУ). В работе конференции приняли участие 25 представителей из 11 стран, а также студенты, курсанты и аспиранты КМОУ.

Кроме пленарных заседаний состоялась рабочая встреча представителей стран, подписавших протокол о создании GOBTC, обсуждение т.н. «Пусанской декларации» о путях совершенствования системы морской и судовой подготовки, осмотр тренажерных комплексов КМОУ и Национального морского музея Республики Корея.

Следует напомнить, что Меморандум о создании Глобального центра судовой подготовки GOBTC был подписан в Маниле 3 августа 2010 года, на полях работы конференции по внесению поправок в конвенцию IMOSTCW. Среди официальных лиц, подписавших Меморандум, был ректор МГУ Сергей Алексеевич Огай. Общее наблюдение и координация деятельности GOBTC осуществляются исполнительным комитетом, в который входят представители стран, подписавших Меморандум (в т.ч. Россия). Практическое руководство – генеральный секретарь GOBTC, эту должность бессменно занимает Хисаси Ямамото (Япония).

Однако за прошедшие семь лет GOBTCпо ряду причин не удалось достичь радикального перелома ситуации в организации судовой практики на наднациональном уровне, что подчеркивали в своих выступлениях участники конференции. С 2010 г. GOBTC смог организовать плавательную практику только для шести курсантов – четверо из Кении, двое из Украины. Аппарат GOBTC не имел постоянного адреса местонахождения и финансирования.

Ситуация начала меняться с избранием генеральным секретарем IMO Китак Лима. При нем Республика Корея начала консолидировать у себя важные ресурсы управления морской транспортной отраслью, в т.ч. и системой судовой подготовки через центр GOBTC. Организационную, политическую и финансовую поддержку конференции в Пусане оказало Министерство океанов и рыболовства Южной Кореи и правительство города центрального подчинения Пусан. Накануне начала работы конференции южнокорейская сторона также предложила разместить офис GOBTC в кампусе КМОУ, взяв на себя все операционные расходы.

На конференции было зачитано семь докладов и проведена одна панельная дискуссия по вопросу «Оптимальная система судовой подготовки моряков в XXI веке». Исходя из выступлений и дискуссии, можно сделать вывод, что ни в одной стране до настоящего времени не сложилась надежная и всеобъемлющая система судовой подготовки моряков, которая могла бы послужить образцом для подражания. Повсеместно ощущается острая нехватка специализированных учебных судов. Организация и содержание практики на борту судов коммерческих судоходных компаний зачастую совершенно не соответствуют конвенционным требованиям.

Многие ведущие морские державы в этих условиях консолидируют активы, передавая учебные суда под управление государственных структур. Но, как показывает опыт, например, США, это не гарантирует точное исполнение конвенционных требований по наработке плавательного ценза, поскольку американские учебные суда активно используются правительством для выполнения гуманитарных миссий, при которых нормальная курсантская практика невозможна.

Большой интерес вызвало упоминание свежей оценки IMO по дефициту офицерских кадров плавсостава – около 92 тысяч человек, что в полтора раза выше предыдущей оценки. По разъяснению генсека GOBTC, этот взрывной рост потребности в командных кадрах практически полностью произошел за счет стран БРИКС. Наиболее тревожно ситуация с судовой подготовкой складывается в развивающихся странах Африки и Азии. Более половины всех выпускников по окончании морских вузов не получают рабочие морские документы и вынуждены самостоятельно искать варианты набора необходимого ценза. В результате многие из них уходят из отрасли.

Единого видения оптимальной системы судовой подготовки XXI века сформулировать на конференции так и не удалось. Было рассказано о двух проектах, которые, впрочем, едва ли можно считать новаторскими.

Представитель Индии сообщил о планах переоборудования бывших в употреблении контейнеровозов и танкеров под специализированные учебные суда с сохранением их коммерческого потенциала. Подразумевается, что такие суда будут работать на регулярных линиях, обеспечивая плановую ротацию переменного состава (курсанты), при этом штатный экипаж будет сокращен до минимума.

Другое проект представлен Индонезией: начало строительства серии из шести специализированных учебных судов, призванных закрыть потребности страны в судовой подготовке, а также предоставить возможность прохождения судовой практики иностранным партнерам, в том числе и по линии GOBTC. Однако заявленные параметры этих новых судов вызывают определенное сомнение – при водоизмещении менее 1000 тонн каждое из них должно брать на борт 200-240 практикантов, при этом работая на обслуживании пассажирского морского туризма в районе курортного острова Бали.

Участникам конференции был предложен проект итогового документа получивший название «Пусанская декларация». С учетом замечаний текст декларации был доработан и одобрен.

Для участников конференции была организована экскурсия по кампусу КМОУ с посещением музея университета и двух тренажерных центров. Общее впечатление от посещения объектов КМОУ очень хорошее. Однако обращает внимание акцент на тренажерную подготовку судоводителей и электромехаников; учебно-лабораторная база для судомехаников в КМОУ существенно слабее.

По итогам работы конференции в Пусане можно сделать вывод, что  проблемы в области судовой подготовки моряков носят универсальный характер: это нехватка специализированных учебных судов и отсутствие мотивации у капитанов и комсостава коммерческих судов принимать у себя практикантов из морских вузов. Для их решения необходимы безотлагательные радикальные меры, иначе выполнить конвенционные требования последней версии STCW и подготовить необходимое количество членов экипажей морского торгового флота не удастся. Без этого морские транспортные перевозки могут стать узким местом, тормозящим развитие глобальной экономики.

С.М. Смирнов, начальник управления международной деятельности

9 ноября 2017 года