Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
21 апреля 2017 года
Возьмемся за руки, друзья!

19 апреля на заседании Литературной кают-компании МГУ  им. адм. Г.И. Невельского было презентовано необычное издание: юбилейный альбом 2 роты СВФ ДВВИМУ, посвященный 40-летию выпуска.

Этот выпуск – один из самых результативных в истории нашего  судоводительского факультета: 53 выпускника 2-й роты стали капитанами дальнего плавания!  Наверное, было в этой роте что-то свое, особенное. Не случайно вот уже на протяжении сорока лет 21 марта бывшие курсанты ежегодно встречаются друг с другом и со своим командиром, Виктором Георгиевичем Красавиным. Это он напутствовал выпускников словами о том, что морская судьба богата на испытания и неожиданные повороты. Очень важно держать связь друг с другом и помогать тем, кто нуждается в поддержке.

Знаменательное напутствие. Ещё во времена Древней Греции был у мореплавателей обычай: экипаж судна оставался одной семьёй, даже когда мореходы оседали на берегу. И до конца жизни никто из них не чувствовал себя лишним и одиноким. Но это верно и сегодня для настоящих моряков. Недаром многие из них говорят на встречах, что бывших моряков не бывает. А значит, добавим мы, и бывших курсантов – тоже.

В апрельский день гостями Литературной кают-компании  стали очень интересные люди: выпускники СВФ 1977 года, капитаны дальнего плавания Иван Леонидович Смирнов и Александр Николаевич Яцкевич. Кроме того, в заседании традиционно принимал участие капитан дальнего плавания, действительный член Русского географического общества Геннадий Антонович Воронин. Каждый из них – яркая личность и опытнейший моряк.

Музыкальным вступлением к разговору о морском братстве стала песня Булата Окуджавы  «Союз друзей» в прекрасном исполнении Алексея Потапова, представителя клуба бардовской песни Морского университета.  «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»… –  эти слова стали рефреном всей полуторачасовой встречи.

Разговор капитанов с курсантами был на редкость содержательным и откровенным. Иван Леонидович Смирнов, капитанский стаж которого насчитывает более двадцати лет, с юмором и всерьез рассказывал о чрезвычайных ситуациях, которые ему довелось  пережить. Среди них и пожар на судне, и борьба с течью в трюме,  и работа в опасных пиратских районах… Одно из столкновений с пиратами вынудило его воспользоваться правом капитана на применение лазерного оружия. После этой встречи И.Л. Смирнова наградили почетным знаком «За борьбу с пиратством». Немногие имеют такую награду…

– Ничего не бойтесь! – сказал капитан, завершая свое выступление. – Страх и паника – плохие советчики. Я сам отлично помню свое паническое состояние, когда только пришел на судно третьим помощником: а вдруг что-то сделаю не так? Вдруг не получится?! Умейте собрать волю в кулак и приказать самому себе: спокойно! Без паники! А бояться можно потом, задним числом… если эмоций хватит.

О том, что значит «собрать волю в кулак», рассказал притихшим ребятам капитан Александр Николаевич Яцкевич. Человек редкого мужества, он в 23 года, будучи вторым помощником капитана, перенес тяжелейшую травму, следствием которой стала ампутация обеих ступней. Но уходить на инвалидность не захотел. Его решение вернуться в море поддержала жена Татьяна и вся морская семья (отец и брат А.Н. Яцкевича – тоже выпускники нашего вуза). Поддержали его и опытнейшие капитаны ДВМП, в первую очередь – Виктор Константинович Тихоступов, Герой Социалистического Труда. И, конечно, активно помогали однокашники и командование родного училища. Спустя два года после травмы Александр Яцкевич был принят учебным помощником на УПС «Профессор Ющенко». А еще через семь лет он добился, чтобы с него сняли не только инвалидность, но и ограничение учебными судами. В 1994 году Александр Яцкевич стал капитаном рефрижератора «Александра Коллонтай». В истории мирового флота такие случаи – величайшая редкость.

Неудивительно, что курсанты слушали его рассказ, затаив дыхание. И, конечно, задавали вопросы: «Что Вы чувствовали, когда взошли на мостик в должности капитана?», «Как справлялись с качкой, креном, обледенелой палубой?», «Какое слово надо сказать самому себе, чтобы добиться успеха в жизни?», «Какие ошибки в работе штурмана – самые грубые, и как их избежать?», «Какими качествами должен обладать настоящий капитан?»…

– На капитане всегда лежит тяжелый груз ответственности за всех и за всё, – сказал Александр Николаевич, отвечая на последний вопрос. – Очень тяжелый. Пока ты третий, второй, даже старший помощник – это не так чувствуется. И можно судить о поступках капитана со своей колокольни, можно ворчать, что ты всё сделал бы на его месте не так, а намного лучше. Я сам таким был. И только, став капитаном, понял свою неправоту. Сегодня я говорю вам, ребята: учитесь! Учитесь на чужих ошибках, чтобы избежать собственных. Капитан должен обладать многими качествами. Но первое из них – умение брать всю полноту ответственности на себя и принимать решение.

И, конечно же, много историй поведали выпускники 2 роты о своей курсантской молодости, о легендарных наставниках, о том, как сегодня выручают бывшие курсанты друг друга в море и на суше. Впрочем, как было сказано выше, бывших курсантов не бывает.

Такие горячие, искренние аплодисменты, какими провожали курсанты капитанов, звучат в аудиториях нечасто. В холле второго этажа образовалась внушительная очередь желающих сфотографироваться с гостями на память. И это лучше всяких слов доказывает, что нынешнее поколение молодежи, как, впрочем, и любое поколение, мгновенно реагирует на истинное мужество, не показной героизм и настоящее морское братство.

Литературная кают-компания благодарит всех, кто помог подготовить и провести эту встречу: ведущего специалиста ЦПВ УВР Г.А. Воронина, заместителя начальника СВФ по воспитательной работе П.П. Пузина, а также курсантов СВФ Ирину Назарову, Анну Улантикову, Полину Белую, Артура Осипенко, Сергея Григорьева и курсанта СМФ Константина Александрова.

До новых встреч!


Галина Якунина, ведущая литературной кают-компании

21 апреля 2017 года