7 июля 2016 года
Дневник похода: первые дни практики полны открытий

Продолжается плавательная практика курсантов 1 курса судоводительского факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского, которая проходит в рейсе на Черное море, где они примут участие в международных гонках SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016 на парусном учебном судне «Надежда».

29-30.06 – 01.07.2016

Ребят расписали по мачтам – фок, грот, бизань, и, наконец, начались долгожданные занятия с боцманами. Сначала ребята получили страховочные пояса, а затем каждый боцман с командой своей мачты, провел теоретические занятия – рассказал о работе с парусами, со снастями бегучего такелажа, объяснил, как правильно должен быть подогнан страховочный пояс. Самым запоминающимся стал первый подъем на мачту! Поделиться впечатлениями мы попросили  курсантов:

Татьяна Боденчук, 1 курс, СВФ:

«Меня определили на фок мачту на фор-бом-брам рею – это самая высокая рея. Я не ожидала, что боцман меня туда распишет… Сначала меня распределили на бизань мачту, мы прошли инструктаж и уже готовились к подъему, но потом меня и нескольких человек перевели на фок. Поначалу я даже расстроилась, что еще целые сутки ждать возможности подняться на мачту. На следующий день я прошла инструктаж уже на фоке, где у нас замечательный боцман. Он нам все подробно рассказал и показал.

Утром во время первого подъема, уже дойдя до первой площадки, поняла – как это круто! В какой-то момент даже дух захватило. Поначалу я дошла только до брама, так как выше уже поднялись ребята. Мне пришлось спуститься, не дойдя до самого верха. Второй подъем был после обеда – я сразу, в один подход, без отдыха на площадках поднялась на самый верх, на свою рею. Удивилась, что физически мне не трудно было подниматься.

Наверху так здорово! Ветер, высоко, видно море вокруг!

Я не могу назвать конкретной причины, почему я выбрала профессию судоводителя, но мне очень нравится, я чувствую, что это мое. Я живу во Владивостоке с четырех лет, и из окна нашей квартиры – шикарный вид на море. Море меня всегда притягивало! Очень хотелось самой  увидеть, когда вокруг только море и больше ничего. И когда мы вышли в рейс, на третий или четвертый день я вышла на палубу, а вокруг ничего нет, только бескрайнее море!

Решила, что буду поступать в Морской университет примерно за год до окончания школы. Другие варианты не рассматривала. Только на судоводителя! С репетитором подтянула знания по физике. Одноклассники и преподаватели очень удивлялись моему выбору. Когда узнала, что зачислена на СВФ – счастью не было предела! Ближе к сентябрю пришел приказ собраться в 8.30 на плацу, донимала родных весь вечер: «Мой первый приказ!». Ночь не спала в ожидании.

Эта практика у нас первая. До этого я ни разу не была в море, даже не знала, укачивает меня или нет. Оказалось, не укачивает.

Я в первый же день попала на вахту на мостик. Мне так понравилось! Ощущения, что это я управляю «Надеждой» просто непередаваемые!

Мне попалась очень хорошая вахта – вахта второго помощника капитана. Второй помощник капитана Григорий Владимирович и вахтенный матрос Дмитрий Андреевич мне все рассказали, ответили на все вопросы, научили, как на карте определять местоположение судна, как высчитывать мили до объектов. Теперь я каждый день захожу к ним на вахту, чтобы узнать наше точное местоположение и координаты.

На самом деле попасть на ПУС «Надежда» было моей мечтой лет с 10. У меня из окна дома ее было отлично видно. Мне так все время хотелось ступить на борт, подняться на мачту – вот туда наверх! Я потом специально выучила названия всех мачт и рей, чтобы знать, как называется место, куда я хочу подняться. И вот сейчас моя мечта сбылась!

Очень радует, что именно на нашу практику выпал Черноморский поход! Не каждый может похвастать, что в 19 лет участвовал в парусной регате!»

Минжур Балдоржиев, 1 курс, СВФ:

«Я уже три раза поднимался на мачту. Расписан на бизань, хотя сам хотел на грот. Хотел попасть на бом-брам рею, мне казалось, что подниматься на мачту не сложно. С палубы мачты кажутся маленькими.

Наша мачта была учебной во второй день. Боцман вызвал из строя 10 самых смелых, тех, кто не боится высоты. Я был среди них. И нас определили на бом-брам. Но для начала мы поднялись на рею нижнего марселя, чтобы почувствовать высоту. Откровенно говоря, поначалу было действительно страшно, боялся пошевелиться, руки устают, ноги устают... Уперся грудью, «лег» на рею отдохнуть. В этот момент мне показалось, что я никогда не полезу выше, и бом-брам не для меня, я остаюсь работать на нижнем марселе, а то и еще пониже – на косых парусах. Но спустя 10-15 минут страх ушел, мы пообвыклись, начали работать (раскатывать паруса). Пока был занят работой, я как-то расслабился, нашел удобное положение и почувствовал, что не так все страшно, как показалосьсначала. Как раз в этот момент боцман подал команду подниматься на рею, на которую мы изначально собирались. Для начала я хотел подняться только на одну рею повыше, но сам не заметил, как поднялся на самый верх. Все это время боцман помогал нам советами, находился рядом.

Первое ощущение на верхней рее, что она менее удобная, так как тоньше остальных. И опять появился холодок страха. Но среди тех, кто поднялся, была одна девушка-курсант, и было ощущение, что она совсем не боится. И снова, как и на рее нижнего марселя, спустя минут 10 страх ушел.

На второй день мы уже учились подниматься на скорость. Но при этом, во время подъема, присутствовало понимание, что подниматься нужно аккуратно, не спешить лишний раз, и всегда использовать страховку.

Когда мы поднимались в третий раз, уже появилась уверенность в своих силах, я уже знал за что удобней держаться при переходе с площадки на рею. И мой результат стал раза в 1,5 лучше.

Говорят, что за переход мы сыграем не один десяток авралов. Думаю, что с каждым разом мы будем справляться лучше и лучше. Хотя немного пугает возможность аврала при плохой погоде.

На нашу первую практику выпал большой и интересный рейс. Ждет длительный переход до Черного моря. Не могу сказать, что он меня пугает, думаю, что может быть просто скучно.

А вообще я очень желаю победы в регате! У нас толковые ребята. Если колледж смог победить, а они были значительно младше нас, и людей у них было меньше, то и мы сумеем! Тут главное найти к некоторым людям подход. Важно чтобы работа была командной, согласованной, основанной на помощи и поддержке друг другу, так и со стороны экипажа. Для того и существует групповая практика. Общая цель и общее дело сплачивает людей. И в этом залог победы».

Можно точно сказать, что к занятиям курсанты подошли со всей ответственностью. Даже в свободное время на палубе много ребят со схемами в руках, запоминающих расположение снастей. Они учатся вязать морские узлы, и если возникают какие-то вопросы, не стесняются спросить у преподавателя или у членов экипажа.

На каждом судне, а особенно на учебном, особое внимание экипажа и курсантов-практикантов уделяется безопасности. На ПУС «Надежда» регулярно проходят учебные тревоги, чтобы в случае чрезвычайной ситуации все члены экипажа точно знали свои действия. Сыграли первую учебную тревогу «Человек за бортом», был выброшен условный «потерпевший» и члены экипажа, участвующие в тревоге, заняли свои места согласно расписанию тревог. На воду были спущены моторные лодки, «потерпевший» спасен и поднят на борт, где ему оказали медицинскую помощь.

К вечеру 1 июля судно приблизились к японским берегам – проходили неподалеку от острова Камисима. Поймали связь, и многие воспользовались выпавшей возможностью и включили мобильные телефоны.

02.07.2016

ПУС «Надежда» проходит Корейский пролив, качка тут обычное дело. И если экипаж ведет привычный образ жизни, то среди курсантов появилось немало укачавшихся. Сложнее всего находиться в учебной аудитории, где килевая качка, ощущается во всей красе. Но не стоит переживать, пройдет совсем немного времени и все ребята «прикачаются», и никакое волнение не помешает постигать им искусство мореплавания.

А вечером, после ужина, когда казалось, что день почти окончен, был объявлен первый парусный аврал в этом походе. Поднимаются косые паруса. Еще нет у курсантов слаженности в действиях, которая появляется после десятка авралов. Боцманы подсказывают и внимательно следят за выполнением команд, потом идет долгий «разбор полетов». Первый аврал состоялся и достаточно успешно!

03.07.2016

А утром, чтобы никто не успел заскучать, второй парусный аврал – косые паруса убирать.

У курсантов на борту не так много свободного времени. Вахта, работа, учеба и, конечно, всем хочется найти хоть минутку для сна… Но, тем не менее, не все свободное время уходит на отдых. Ребята ведут карту, на которой отмечают маршрут уже пройденный «Надеждой». А так же выпускают «Боевой листок». Сейчас самый актуальная тема – выход в рейс и первый подъем на мачты.

А мы продолжаем общаться с ребятами о впечатлениях, о пребывании на паруснике:

Дмитрий Выходов, 1 курс, СВФ:

«Я расписан на грот мачту. Подъем у нас начался с инструктажа и получения страховок. Перед тем как мы ступили на ванты, был первый задор и некое волнение. Поднялись на первую площадку – непередаваемые ощущения! Кто не поднимался, тот не поймет. Хотя поначалу испытал небольшой страх. На первой марсовой площадке боцман Алексей Петрович объяснил и показал нам, как заходить на реи, как работать с парусами и со страховкой. Обучение сопровождалось рассказами из личного опыта – про первый подъем, про первый аврал, про курьезные ситуации. Чуть позже я поднялся на самый верх, на бом-брам рею. И сразу влюбился в нее и понял, что буду работать только там! На сегодняшний день я поднимался уже несколько раз и постоянно получал новые ощущения.

Второй раз мы поднимались уже для работы. Отвязывали и укатывали паруса. Опускать паруса, конечно, просто, а вот поднимать очень сложно, особенно в первый раз. Нам во всем помогал боцман.

У нас уже состоялось несколько небольших авралов по подъему косых парусов. С непривычки очень болят руки. Но есть надежда, что дальше будет легче и интересней. Хотя иногда мелькает мысль, что хотелось бы, чтобы авралов больше не было.  Жду, когда мы поставим прямые паруса!

В морскую профессию я пришел осознанно, чтобы продолжить династию моряков. Все мужчины со стороны матери, и со стороны отца – были моряками. С одной стороны – судоводители, с другой – механики. Так что я не сомневался и точно знал, что мое призвание – это море. А во время первого подъема на мачту, увидев с высоты всю красоту моря, я только убедился в правильности выбранного пути.

Я очень жду прихода на Черное море! Интересно побывать в новых городах и странах. Да и сам переход интересен, не каждому курсанту за время учебы выпадает возможность обогнуть полмира на паруснике.

Любопытно, конечно, увидеть другие парусники, которые будут участвовать в регате, подняться к ним на борт, пообщаться с экипажами. Чаще всего мы слышали о паруснике «Мир», они наши главные соперники. И в Черноморской регате 2014 года «Надежда» одержала победу. Возможно, в прошлый раз курсантам повезло, но в этот раз наша команда победит не на везении, а на умении! Мы приложим к этому все усилия!».

05.07.2016

Жизнь на судне течет своим чередом. Курсанты «грызут» гранит науки, несут вахты. Среди курсантов непривычно много девушек – 10 человек. Любопытно наблюдать, как они меняются. И в ходе практики в целом и буквально в течение дня. Утром просыпаются милые девчата, но уже к построению перед вами курсант, не уступающий в выправке парням. И с занятиями курсантки справляются на отличном уровне. И не чураются никакой работы – и «болгаркой» умело управляются. А как они преображаются на авралах! Смело взбегают вверх по вантам, работают на самых высоких реях, все вместе умело справляются со снастями. Кажется, что они хотят доказать, что ничем не хуже ребят и достойны звания курсанта. И пока им это удается на высшем уровне.

Вчера вновь поставили косые паруса. И хоть дует попутный ветер, идеально подходящий для постановки прямых парусов, этого делать не будут, поскольку парусник подходит к местам с оживленным мореходным движением, а маневрирование на парусах более сложное.

Ночью ветер поменялся, и возникла необходимость перенести шкоты косых парусов с правого на левый борт.

В начале пятого утра сыграли первый ночной парусный аврал. Пусть и простой, но этого было достаточно для того, чтобы понять – паруса не терпят отлагательств. Не имеет значения: день или ночь, спишь ты или стоишь на вахте, ты должен оставить все и явиться на аврал.


М. Кузнецова, обозреватель ЦИО МГУ им. адм. Г.И. Невельского с борта ПУС «Надежда»

7 июля 2016 года