25 мая 2016 года
Гуманитарное образование в формировании личности моряка

24 мая состоялось пленарное заседание участников конференции «Гуманитарное образование в формировании личности моряка», которая проходит на этой неделе в Морском гуманитарном институте.

В течение 2015 и первой половине 2016 гг. в рамках проекта сотрудниками МГИ были организованы научные и просветительские мероприятия: встречи курсантов СВФ и СМФ с А. А. Ткачуком, выпускником ДВВИМУ, одним из лучших капитанов, известным спортсменом, председателем Приморского отделения Союза писателей России; семинар «Художественный образ Приморья в слове дальневосточников» с учащимися гимназии № 2 г. Владивостока; литературный брейн-ринг «Морской бой» между командами МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Даляньским морским университетом (КНР); мастер-класс «Морской натюрморт» преподавателей Художественной школы №1 г. Владивостока; Литературная кают-компания «Свободная стихия», посвященная морской поэзии.

На пленарном заседании конференции были вручены почетные грамоты ректора МГУ им. адм. Г.И. Невельского сотрудникам, принявшим активное участие в разработке и реализации проекта Морского гуманитарного института «Ценностная парадигма современного морского образования»: Г.Н. Домбраускене,  С.В. Каменеву,  Т.В. Марчишиной,  И.С. Трусовой, О.А. Матвееву,  Г.П. Якуниной,  Г.Л. Левиной,  В.М. Кононову, партнерам проекта А.А. Ткачуку – председателю Приморского отделения Союза писателей России,  Т.В. Лимбергу – заместителю директора гимназии № 2 г. Владивостока по учебно-воспитательной работе,  М.Д. Луц – и.о. директора МБУ ДО «Детская художественная школа №1».

Тема конференции возникла не случайно. В последние годы в условиях так называемой модернизации образования не нужными вдруг стали философия, история, литература, культурология, мировое культурное наследие и др. дисциплины гуманитарного цикла. А ведь многие из этих перечисленных дисциплин накапливали свой богатейший фонд знаний на протяжении многих веков, а некоторые и тысячелетий. В них содержится глубочайшая мудрость выдающихся мыслителей разных эпох и стран, многообразный опыт познания жизненных процессов, поиск смысла бытия, выраженные через концепты, конструкты, символы, идеалы и пр., ‑ все это дало человечеству основу для интеллектуальной и духовной эволюции.

Современный университет – это важный социально-культурный институт, в стенах которого осуществляется не только обучение специалиста для определенной профессиональной деятельности, но и формируется личность молодого человека, система его ценностей, культура поведения, общения, – словом, целый набор качеств, необходимых всем, кто получает высшее образование.

Подготовка моряка весьма ответственная задача. Всем нам хорошо известно, что эта профессия овеяна особой романтикой, поэзией моря, образами грозной, но вместе с тем прекрасной стихии. Благодаря многочисленным литературным произведениям, фильмам, песням в массовом сознании моряк всегда представляется героем, ловким, смелым, находчивым; ему не страшны ни бури, ни штормы; он всегда находит выход из сложнейших ситуаций, не теряет присутствие духа и чувство юмора.

Но в реальной жизни выпускники морских вузов, помещенные в особые условия труда, сталкиваются с весьма прозаичными проблемами, способными подвергнуть их стрессу или даже опасности для здоровья и жизни.

И здесь часто чрезвычайно важным в поиске выхода из трудной ситуации выступает человеческий фактор: умение собраться, мобилизоваться, сконцентрировать внимание, не поддаваться панике, справляться со стрессом, вызванным ограничением жизненного пространства, длительной разлукой с близкими, столкновением с пиратами, ликвидацией пожаров, кораблекрушением и пр.

Современный руководитель морского экипажа должен грамотно выстраивать отношения в команде, уметь разрешать конфликты, быть достойным представителем своей страны, знать ее историю, культурные ценности, а также проявлять уважение к представителям иных культур, иметь способность работать в многонациональном коллективе.

Всем этим вопросам и посвящена конференция, в рамках которой работают следующие секции «Морская психология», «Проблемы мировоззренческого самоопределения выпускника морского вуза», «Проблемы формирования готовности курсантов Морского университета к межкультурной коммуникации», «Русский язык в формировании личностной культуры курсантов», «Эстетическое и культурное воспитание в формировании общепрофессиональных компетенций курсантов», «Гуманитарные технологии в морском вузе».

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие преподаватели МГИ: Каменев С. В. «Тенденции эволюции гуманитарного образования в современном техническом вузе: от оптимизма – к реализму», Бойко М. М. «Wellness at sea: философия благополучия моряка», Павлова В. Ю. «Роль гуманитарного знания в формировании профессиональных ценностей молодого специалиста», Зубарев Д. Г. «Системные требования и тенденции развития морской психологии», Пузько В. И. «Психологический аспект реализации контекстно-компетентностного и когнитивно-стилевого обучения в социально-профессиональном воспитании курсантов и студентов МГУ им. адм. Г. И. Невельского», Покровская Л. Н. «Международный проект «Глобальное Понимание (Global Understanding)» в формировании метакомпетенций курсантов и студентов Морского государственного университета».

Коллектив МГИ прилагает все усилия к тому, чтобы нынешние выпускники МГУ им. адм. Г.И. Невельского были грамотными и культурными людьми, патриотами своей родины, достойными ее представителями.

Конференция продолжает свою работу в рамках заявленных секций.

Г.Н. Домбраускене, директор МГИ

25 мая 2016 года