Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
28 апреля 2016 года
Командир, воспитатель, старший товарищ

Накануне 70-летнего юбилея ОРСО 24 рота СМФ завоевала звание лучшей в Морском университете сразу в нескольких номинациях: приз полковника Пивоварова за лучшую строевую подготовку, первое место в смотре ротных помещений, — в дополнение к коллекции наград за гребно-парусную регату и личных грамот курсантов по разным видам спорта. Если бы в Морском университете существовал приз за дружбу, то и здесь они бы были среди первых претендентов. Гордый за успехи своих подопечных, командир 24 роты капитан 3 ранга Андрей Александрович Гладченко размышляет о смысле воспитательской работы.

Как я стал военным воспитателем? Мой папа был партийным работником. Поэтому с детства у меня уже сформировался образ будущей профессии. Меня привлекала работа с людьми. В итоге я окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище со специализацией социального педагога – психолога. Потом 14 лет отслужил на кораблях Северного флота в должности заместителя командира по воспитательной работе. Воспитывал новобранцев, настраивал на службу и присматривал за ними. Уйдя в запас, я искал работу по душе, пока мне не поступило предложение от проректора по военному обучению Морского университета. Мне оно показалось интересным, и вот последние семь лет я работаю в офицерском коллективе ОРСО. 

Когда мне предложили работать с курсантами, я, честно говоря, думал, что это будет более легкая работа, чем на флоте. Это же не армия, а университет. Отличный вариант для уволившегося офицера! Оказалось, что работать с курсантами сложнее. Вроде бы и возраст тот же, и форма, и устав. Но между матросом и курсантом большая разница. Во-первых, матрос, хотя и попадает в экстремальные для себя условия, адаптируется быстрее, потому что оказывается полностью оторванным от привычной жизни. И, что немаловажно, длится это «мучение» всего один год. Курсанты же почти шесть лет вынуждены жить по строгому распорядку. При этом вузовский устав не настолько строг, чтобы оградить их от соблазнов окружающей жизни. Они живут в городе, имеют возможность часто бывать дома и, вообще, — отлучаться. Кроме того, основная задача курсанта – это серьезный по объему и нагрузке курс обучения, забирающий основную часть времени и сил. Так что, когда пять лет назад начальник ОРСО А.И. Тарасенко назначил мне в помощь старшего прапорщика М.А. Кайлюнена, это было как нельзя кстати.

Основное правило командира — доброта и уважение к подчиненным. Только так можно получить качественный результат. Тем более, когда речь идет о воспитании будущих офицеров флота, неважно, военного или гражданского. В девяноста девяти случаях из ста это правило работает безотказно. Конечно, я могу и надавить, повысить голос, если срочно требуется выполнить задачу или решить возникшую проблему. Но обычно я этого не делаю, стараясь даже в напряженной ситуации сохранять спокойствие и чувство юмора. Однажды я сказал провинившемуся курсанту просто, что не хотел бы видеть его в будущем офицером флота. Ничего оскорбительного, но мои слова задели его гордость. Он сделал правильные выводы.

Для меня очень важно установить такие отношения, чтобы они основывались на доверии. Молодые люди ведь действительно попадают в сложные условия. Моя задача помогать им решать их проблемы. Иногда они приходят с сердечными драмами. Общаемся. Я делюсь опытом. И не жалею времени. Потому что, если курсант начнет страдать из-за девушки, может и учебу забросить. И в конце концов это приведет к тому, что он не получит хорошей работы. Командир в этом случае – это не столько начальник, сколько старший товарищ. Почти всех своих подопечных я знаю поименно. Тех, кого не могу запомнить, — это образцовые курсанты, отличники, с безупречным поведением. Они и так делают все как надо, без особых разговоров.

Самое трудное время — это первые три месяца. Больше сотни молодых людей в ограниченном пространстве. Все разные. Городские, деревенские. Русские, украинцы, вьетнамцы. Одни более жесткие, другие более мягкие по характеру. За самыми бойкими приходилось постоянно присматривать, чтобы не допустить конфликтов. Одно из главных качеств, которое необходимо было привить им, — умение подчиняться, приучить всегда спрашивать разрешение. В первую очередь это касается самовольных отлучек. К счастью, все обошлось, и скоро в роте воцарились мир, дружба и нормальная рабочая атмосфера. Особенно после плавательной практики на Камчатку. Теперь все понимают, зачем они здесь и почему нужно стараться. Хорошо учиться, заниматься спортом и строевой подготовкой. Горжусь тем, что при мне бросили курить пятнадцать человек. Теперь у нас в роте всего несколько курильщиков. Но время еще есть…

Из 115 человек поступивших на курс, ко второму осталось 86. Нормальная статистика. Часть ребят попадает сюда случайно, и уже в первые месяцы понимает, что это не их путь. Обычно после первой практики, те, кто не видит себя моряком, уходят. Зато оставшиеся держатся стойко. Курсанты из Вьетнама — наша гордость. Оказалось, они — большие эксперты по точным наукам и охотно помогают русским ребятам по математике и геометрии. При этом они рады, что учатся здесь, еще и по тому, что, по их словам, во вьетнамских морских вузах порядки намного строже. Еще у нас есть две девочки. Для женщин-судомехаников существуют определенные сложности в трудоустройстве. Но декан факультета Б.Н. Ворбьев разрабатывает варианты решения этой проблемы. А курсантки упорно занимаются и хотят работать на флоте

Энергию курсантов я стараюсь направить на созидательную работу и творчество. В их возрасте это не так сложно. Надо только зажечь. Основным объектом экспериментов мы выбрали наше ротное помещение, которое, когда мы въезжали сюда, представляло собой только голые стены. Решили сделать наш общий дом уютным и функциональным. Ребята стали рисовать, делать плакаты. Вот, к примеру, сделали большой стенд ко Дню победы. Поместили фотографии родственников, участников войны, а рядом – собственные сочинения в стиле «письмо с фронта». Есть стенд по морской истории России, плакаты о вредных привычках и здоровом образе жизни. С особым энтузиазмом курсанты оборудовали спортзал: купили боксерскую грушу, штангу и другие снаряды. Потом нам подарили теннисный стол. Купили — опять же вскладчину — стиральную машину. Еще мы организовали что-то вроде картинной галереи в коридоре. Некоторые картины на морскую тему купили курсанты. Одну я сейчас оформляю, ее нам подарил папа-художник одного вьетнамского курсанта. Родители других курсантов помогли напечатать плакаты и сделать уникальный флаг 24 роты. В довершение всего за свои деньги курсанты, как настоящие фанаты моря, купили рынду. В итоге получилось, что каждый уголок нашего ротного помещения – это аккуратное заботливо обустроенное пространство.

Зачем нужна военная дисциплина, если большинство выпускников становятся моряками торгового флота? Затем, что хорошая высокооплачиваемая работа требует хорошей выучки. Работа на гражданских судах особенно в командном составе предполагает такие качества как дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость, умение вести себя в коллективе, это, по сути, неотъемлемая часть квалификации. Именно такие специалисты пользуются спросом на отечественном и мировом флоте. И именно такой подготовкой на протяжении десятилетий славится наше учебное заведение.

Мы живем в сложное время, когда на наших глазах вершится история. Как командир, я никогда не уклоняюсь от вопросов и объясняю курсантам свою точку зрения. Она заключается в том, что мы должны любить свою страну, гордиться ее историей, ее великими достижениями, ее героями и уважать свое правительство. В моей роте пять курсантов с Украины, пять из Вьетнама. Остальные — россияне. Каждый имеет свое мнение. И при этом, как я думаю, все мы разделяем общие патриотические принципы. Мне приятно, что некоторые мои выпускники по окончании университета выбирают военную карьеру. А некоторые с детства мечтают об этом, глядя на своих дедов и отцов.

Мы выпускаем молодых людей с уровнем ответственности за общее дело на порядок выше, чем у большинства выпускников других вузов. Помню, однажды мне была поставлена задача явиться в выходной день с личным составом 28 роты на торжественное мероприятие в ДВФУ. Честно говоря, были сомнения, все-таки ребята уже взрослые, многие живут в городе, да и выходной. Прихожу в назначенное время на плац, а там выстроилась вся рота. В такие моменты многое понимаешь о смысле своей работы.

Информационный центр ОИУ МГУ

28 апреля 2016 года