Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
14 июня 2017 года
«Искусство для всех» Юкио Кондо – воплощенная реальность

В течение полутора месяцев – с апреля по июнь – курсанты, студенты и сотрудники МГУ им. адм. Г.И. Невельского имели прекрасную и редкую возможность общения с самобытным японским художником – мастером нихонга, гуманистом и подвижником Юкио Кондо – автором уникального социально-культурного проекта «Art for all» («Искусство для всех»).

Творческие встречи, лекция по истории японского искусства, мастер-классы по нихонга, выставка картин – Юкио Кондо с большим удовольствием и воодушевлением делился всем, что знает и умеет с курсантами, студентами и сотрудниками Морского университета. Он подарил прекрасную возможность познать, какая она – настоящая японская живопись. Не просто узнать, но и попробовать прикоснуться, в буквальном смысле слова, к загадкам многовековой оригинальной техники создания художественного изображения. И не просто прикоснуться – создать свой маленький «шедевр» в традиционной японской технике живописи нихонга, которая не меняется с VIII века.

Юкио Кондо – не просто художник, он философ. Это подтверждают не только степени почетного доктора философии Российского международного университета фундаментального образования, Оксфордской образовательной системы (Великобритания) и Калифорнийского университета (США), но, прежде всего, – отношение к жизни и искусству. И если у обычного человека есть в жизни цель, у художника-философа – миссия. Именно этим словом можно назвать стремление Юкио Кондо открыть миру традиционное японское искусство, а через это сделать Японию более близкой и понятной другим народам. Вторая составляющая миссии художника: показать силу искусства, которая стирает различия между людьми: национальные, материальные, физические. Именно на это направлен его проект «Искусство для всех», который Юкио Кондо дарит жителям России с октября 2016 года, вкладывая в реализацию этого проекта немало личных средств.

Мастер-классы по нихонга – важная часть социально-художественного проекта «Искусство для всех». Во многом именно через них художник реализует свою миссию.

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского мастер-классы получились по-своему уникальным: они был многонациональными – объединили четыре страны (Россию, Японию, Китай и Вьетнам) и разновозрастными – в них приняли участие школьники, курсанты, студенты и сотрудники университета. Всех объединяла любовь к искусству, желание больше узнать о Японии, выразить себя творчески с помощью новой для всех техники нихонга. Как отметил Юкио Кондо, в аудитории собирались истинные любители Японии. 

Программа мастер-классов была очень содержательной. Мастер рассказывал об истории нихонга, показывал натуральные материалы, из которых изготавливаются краски (камни, ракушки), сусальное золото и серебро, различные приспособления для нанесения рисунка на особую бумагу из натуральных волокон – ващи, которую перед созданием изображения необходимо произвольно смять, что позволяет художнику в дальнейшем работать с особой текстурой.

Среди прочих приспособлений – кисти разных размеров и волокон. Художник не забыл рассказать о секретах изготовления кистей. Они тоже живые, как и краски. Кисть подбирается волосок к волоску из шерсти разных животных. Важно, как она впитывает и хранит влагу, долговечна ли и эластична. И кисти, и краски – не просто инструменты и материалы ремесленника, а друзья и помощники волшебника. Зачастую кисть мастера нихонга переживает ее создателя, как и его картины.

Юкио Кондо показал участникам мастер-класса кисть, которой он работает вот уже более 50-ти лет. Ее можно назвать примером высочайшего качества изготовления кистей японскими мастерами: более чем за полвека кисть, конечно, стерлась наполовину, но не потеряла ни единого волоска! Мастер также продемонстрировал экзотическую для нас кисть из шерсти котенка, при этом отметив, что обычно именно она вызывает умиление женской частимастер-классов, потому что русские женщины очень любят котят. Не стала исключением и наша аудитория!

После погружения в технику нихонга художник предлагает взять в руки материалы, старательно им подготовленные, и погрузиться в творчество. Из одних и тех же материалов, из одной и той же последовательности действий у каждого рождался свой рисунок, который отражал индивидуальность внутреннего мира, настроение и художественный вкус каждого участника мастер-класса.

Но главным, конечно, было общение с мастером, обогащающее соприкосновение с его богатым внутренним миром, в котором сочетаются философский поиск гармонии и вера в преображающую силу искусства.

Юкио Кондо – человек необычной судьбы. Он родился в 1953 г. в г. Ниигата в семье врача. Отец хотел, чтобы сын продолжил семейные традиции. Но Кондо с юности имел дар видеть красоту окружающего мира в живописных образах:  гармонию ветвей придорожного кустарника, особые оттенки неба на закате, силуэты гор и очертания облаков. Отец хотел, чтобы он лечил людей медицинскими препаратами, но Кондо понимал, что искусство сильнее всех лекарств может врачевать душу человека.

В старших классах высшей школы он ушел из дома, путешествовал, познавал красоту и безобразие мира. Вернулся он из своих странствий с множеством рисунков и набросков с натуры. Это были зарисовки гор, растений, животных, птиц и людей. Отец понял, что у его сына душа художника, когда к Кондо Юкио пришла слава и признание и вышли два сборника его работ с характерными названиями: «Эхо природы» и «В глубине глаз».

Отец опасался, не упущено ли время, не поздно ли поступать в Художественный университет, ведь мастерство живописи в Японии осваивают с раннего детства? Однако удача сопутствовала молодому художнику. Он сделал верный выбор. Большинство его товарищей ориентировалось на традиции европейской масляной живописи. А познавать секреты древнего стиля нихонга почти не было желающих, потому что это очень трудоемкий, энерго- и финансовозатратный процесс. Да и до сих пор владеют мастерством живописи нихонга очень немногие японские живописцы.

На творческих встречах с сотрудниками, курсантами и студентами МГУ им. адм. Г.И. Невельского мастер нихонга, размышляя об искусстве и сравнивая стили и школы живописи разных народов, делился своим мнением, что в европейской живописи все предрешено, зафиксировано раз и навсегда, а в нихонга всегда неповторимо, его эффект непредсказуем и изменчив. Не случайно в Японии существует поверье: если на полотне нихонга дракону нарисовать глаза, то он непременно оживет и взовьется в небо. Мастеру нихонга помогает природа, лучи света, блеск камня, игра граней кристалла, отлив металла.

Кондо-сан рассказал о том, насколько непроста эта техника. Живописные произведения этого стиля создаются минеральными красками, полученными путем перетирания в порошок полудрагоценных камней: лазурита, ультрамарина, коралла. Причем степень измельчения варьируется от текстуры песка до пудры, что позволяет передать до 16 оттенков одного цвета, используют при этом так же природные коллагены, бумагу-ващи, сделанную из конопли. В итоге получаются картины, которые чем-то похожи на акварели, но они – объемные, рельефные, поэтому художник даже настаивает на том, чтобы все его работы в технике нихонга обязательно трогали руками. «И можно подсвечивать фонариком, например, чтобы увидеть, как играет свет…».

А еще на полотнах нихонга используются тончайшие пластинки платины, алюминия, сусального золота и серебра. Белая краска получается из размельченных устричных раковин. Чтобы такие краски держались на бумаге, ее покрывают особо подготовленным, нагретым до температуры 60-70 градусов природным желатином. Кристаллы отражают свет по-разному, их блеск меняет солнечное освещение и облачные тени, на них влияет время года и время суток. Лепестки серебра и золота передают свет луны и сияние солнца, а крупицы черного камня – живой блеск орлиного зрачка.

На свои выставки Кондо-сан всегда приглашает людей с ослабленным зрением и слепых. Он считает, что именно картины в технике нихонга позволяют им в буквальном смысле пальцами читать цвет, понять живопись…

На выставке, открытой в Морском университете, Юкио Кондо представил не только свои новые работы, тематически подобранные с учетом специфики нашего вуза, но и познакомил нас с работами своих учителей, кумиров, мэтров японской живописи: «Бамбуковая камышовка» Хаями Гиошу, «Сыч» Тайкана Йокоямы, «Зима» Матазо Каямы.

Но в числе художников, почитаемых Юкио Кондо, есть и русское имя – Павел Павлович Куянцев, капитан-художник, с которым свела судьба юного Юкио в далеком 1966 году. Эта уникальная история в полную силу развернулась именно во Владивостоке, и по-другому быть не могло. Символично уже само по себе было то, что в Морском университете картины Юкио Кондо были размещены рядом с работами П.П. Куянцева, что отметил сам японский художник, подчеркнув, что это для него большая честь.

А в предпоследний день своего пребывания во Владивостоке Юкио Кондо оказался на выставке работ П.П. Куянцева, которая открылась в Музее города буквально за два дня до этого и о которой рассказала Марина Римовна Каменева, порекомендовав Юкио Кондо обязательно там побывать. И произошло чудо! В одной из витрин, где лежали экспонаты, художник увидел маленькую фотографию, на которой Павел Павлович в окружении японских школьников стоит у своей картины, висящей на стене школы. Как загорелись глаза Юкио, как он снова превратился в того 12-летнего мальчишку – описать словами трудно! Ведь на этой фотографии он узнал свою школу – новую школу, построенную после разрушительного цунами 1965 года! Он вновь встретился со своим детством, с капитаном-художником, который вложил тогда ему в руку значок с изображением Ленина и напутствовал не бросать рисование.

А рядом лежала книга отзывов о выставке П.П. Куянцева в Ниигате в 1966 году, полистав которую, Юкио Кондо нашел много ценных для него записей – директора его школы, классного руководителя… Благодарная память о русском капитане, пронесенная через десятилетия маленьким японским мальчиком, ставшим в последствии известным художником, ожила в зале Музея города – города, в который привела Юкио Кондо сама судьба.

И далеко не последнюю роль в этой истории сыграл Морской университет, с сотрудниками которого познакомился и подружился Юкио Кондо. Они, в свою очередь, постарались сделать его пребывание во Владивостоке насыщенным и интересным. Это художник Олег  Батухтин, благодаря которому состоялась интереснейшая поездка в п. Кавалерово Приморского края, где Юкио Кондо приобрел новых друзей и почитателей, а главное – много впечатлений об уссурийской тайге, ее животном мире. Во Владивостоке он встретился с профессором Валерием Болотовым, с которым они набросали пока вчерне ряд взаимно интересных проектов. Один из них – объединение уникальной японской технологии рисования в стиле нихонга для слепых и российских наработок в области фрактальной геометрии.

…Завершая встречу с сотрудниками МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Юкио Кондо сказал: «Я хочу посредством живописи нихонга стереть границы между странами, между народами… Я хочу показать, что язык искусства един и всем понятен, хочу внести свой посильный вклад в развитие взаимопонимания между нашими странами, сохранить Землю для наших потомков».

В подтверждение своих слов японский художник подарил Морскому университету картину «Волна» как символ дружеских отношений, зародившихся сегодня в этих стенах, на этой встрече, между представителями двух морских держав. Ректор Сергей Огай в свою очередь поблагодарил Юкио Кондо за подарок и отметил значимость его творчества, благодаря которому мы познакомились с древним искусством японской живописи в технике нихонга, с еще одной страницей культуры соседней страны.

Саенара, Кондо-сан! Удачи Вам в творчестве! И до новых встреч на приморской земле!

Материал подготовили: Олег Матвеев, Ирина Трусова

Фото Олега Матвеева, Татьяны Каширской, Ирины Трусовой, Полины Трусовой, Светланы Салмановой

Информационный центр ОИУ МГУ

14 июня 2017 года