Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
13 марта 2015 года
Ходили мы походами…

11 марта  состоялось очередное заседание Литературной кают-компании МГУ им. адм. Г.И. Невельского в рамках воспитательно-патриотического проекта «Звезда на кителе», приуроченного к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На встрече с курсантами СВФ, СМФ и МА был продолжен разговор о подвигах наших выпускников на морских дорогах великой войны. Небывалой в истории мирового флота войны, которую с 1941 по 1945 год вели обычные грузовые суда  Дальневосточного морского пароходства с немецкими и японскими подводными лодками, крейсерами и авиацией. На этот раз курсанты услышали об «огненных рейсах» Анны Щетининой и Михаила Соболевского, знаменитых капитанах, судьба которых в течение многих лет была тесно связана с нашим вузом.

Анна Щетинина пересекла Тихий океан на своих судах 17 раз. И любой из этих рейсов мог стать последним. Вот как она сама рассказывает историю парохода «Жан Жорес»: «Это случилось в Аляскинском заливе, когда до ближайшей бухты Акутан оставалось 500 миль. Во время сильного шторма у моего парохода лопнула палуба. Словно грохнула пушка, и с мостика вахта увидела трещину, чуть-чуть не доходящую до левого борта. Широкая щель «дышала», и казалось, что следующий толчок волны переломит судно. Сигнал бедствия я решила не давать. Центр циклона прошел, погода хуже быть не могла, помощи, реальной и близкой, ждать было неоткуда, а трещину удалось локализовать, просверлив отверстия по ее концам. Когда через трое суток судно подошло к Акутану, и командир военного катера разрешил нам продолжать путь, я предложила американцу подняться на палубу своего еле живого парохода. Командир катера схватился за голову...» Всю войну проработала Анна Щетинина на морях Балтики и Дальнего Востока, доставляя в Россию  продовольствие и оборудование. В 1945 году она обеспечивала десантные операции во время войны с Японией. За мужество и мастерство капитана Щетинину  наградили в 1941 году медалью «За оборону Ленинграда», в 1942 году орденом Красной Звезды, а в 1945м – орденом Ленина.

Михаилу Соболевскому в 1941 году едва исполнилось девятнадцать и он, студент  Ленинградского  института инженеров водного транспорта, ходил матросом на судах полярных конвоев. Рейсы были исключительно опасными: караваны торговых судов, шедших из СССР в Англию и обратно, немцы атаковали и с воздуха, и с воды, и под водой.  В состав конвоя PQ-18, на котором шел Михаил, входило 40 транспортных судов. Вооружение их было смехотворным: два ручных пулемета и шесть французских винтовок. Военные суда, конечно, охраняли пароходы, но шансы дойти до берега были невелики… Приведём отрывок из книги М. Соболевского «Фрагменты из жизни капитана дальнего плавания: «В июне 1942 года наш конвой вышел из Архангельска. На третий день к вечеру появился немецкий самолет-разведчик. Он облетел весь конвой по периметру.  Утро следующего дня началось с глухих разрывов и два парохода стали на наших глазах тонуть: их торпедировали немецкие подводные лодки. Не успели сыграть боевую тревогу, как появились немецкие «юнкерсы», самолеты-торпедоносцы. Они пикировали на суда. Стоял неимоверных грохот: треск эрликонов, гул самолетов, взрывы авиабомб. Кромешный ад… Такие бомбежки продолжались два-три часа каждый день. Запомнились два парохода, взлетевшие в воздух без остатка. Один из них был совсем близко от нас. Мы ждали взрывной волны, но её не было: вся энергия взрыва ушла вверх. Через некоторое время над местом взрыва появилось грибовидное облако.  Мы его видели, даже отойдя на 30 миль. Таким впоследствии оказалось  облако от взрыва атомной бомбы. Всего в этом конвое было потеряно 13 транспортов, то есть треть судов, не считая потерь эскорта. Погибло почти 500 моряков. Потери немцев составили 50 самолетов и 3 подводные лодки. Результаты считались успешными…».

После войны Анна Щетинина и Михаил Соболевский много лет водили суда по всем океанам земного шара, а затем судьба свела их в ДВВИМУ, где они делились своим богатым опытом с курсантами-судоводителями. Анна Ивановна вернулась в родной Владивосток не только мировой знаменитостью, но и автором нескольких учебников для будущих капитанов. Много лет она преподавала и руководила плавательной практикой. Кроме этого, она принимала постоянное участие в регатах, многодневных походах на ялах и гребно-парусных катерах, организовала в ДВВИМУ киностудию, которая снимала фильмы об  учебе и практике курсантов. И еще долгие годы  продолжала оставаться на капитанском мостике, уходя в рейсы на судах «Орша», «Орехов», «Охотск», «Антон Чехов». Обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов, а на судне «Охотск» совершила кругосветное плавание.

Михаил Васильевич Соболевский тоже был человеком необычной судьбы. Став капитаном, он несколько лет после войны работал на Балтике, затем ходил на судах Дальневосточного морского пароходства, оставив за кормой тысячи "соленых миль" на учебно-производственном судне ДВВИМУ «Меридиан». Соболевский побывал на всех континентах земного шара, совершил десять сложнейших экспедиционных рейсов на научно-исследовательских судах "Витязь" и "Дмитрий Менделеев".

Сойдя на берег, много лет работал в нашем морском вузе на кафедре "Управление судном". Этого человека знали моряки Ленинграда и Архангельска, Одессы и Новороссийска, и, конечно же, всего Дальнего Востока. Он был смелым, решительным и удивительно талантливым человеком: писал стихи и музыку, рисовал отличные картины, поразительно много читал, свободно говорил на трех языках. Михаил Васильевич был своим и среди моряков, и среди ученых, и среди творческой интеллигенции. Но именно море было его призванием, его жизнью и главной его любовью. Не случайно М.В. Соболевский стал первым президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов. Его стихотворение «SOS», посвященное Анне Щетининой, прочла курсантам начальник УВР Марина Каменева.

Внимательно слушала аудитория воспоминания коллег  Щетининой и Соболевского, капитанов дальнего плавания, ветеранов морского образования А.Н. Панасенко и В.П. Доброквашина.

- С Анной Ивановной работать было очень интересно, легко и в то же время трудно, - признался профессор кафедры судовождения Александр Николаевич Панасенко. – Она была исключительно ответственным и требовательным человеком. Требовательным, прежде всего, к себе, но и от других она ждала такого же серьезного отношения к делу. Никогда не опаздывала, ничего не забывала, для неё не было мелочей во всем, что касалось людей и моря.

В финале литературно-музыкального вечера была проведена традиционная блиц-викторина. для самых внимательных слушателей. Победителями её были признаны курсант СВФ Виктория Костюченко и курсант-судоводитель Морского колледжа Андрей Тикшеев. Они получили из рук ведущей книги М. Соболевского.

Центр патриотического воспитания благодарит всех курсантов, которые приняли участие в проведении этого вечера: Богдана Потехина, Никиту Кириллова и Викторию Костюченко (14 рота СВФ), Сергея Григорьева (13 рота СВФ), Владимира Старцева и Ивана Ветюгова (22 рота СМФ). Особая благодарность – заместителю начальника СМФ по воспитательной работе Е.М. Гурову, заместителю начальника СВФ по воспитательной работе П.П. Пузину и руководству Морского колледжа МА МГУ.

Следующий историко-литературный вечер проекта «Звезда на кителе» будет посвящен трем Героям Советского Союза, нашим выпускникам – Константину Бадигину, Андрею Ефремову и Николаю Сипягину. До новых встреч!

Галина Якунина, ведущая Литературной кают-компании МГУ

13 марта 2015 года