Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
30 января 2015 года
Звёзды, которые не гаснут

29 января в рамках Литературной кают-компании МГУ им. адм. Г.И. Невельского стартовал новый проект «Звёзды на кителе», приуроченный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Каждый день курсанты и студенты идут на занятия через холл первого этажа, где находится портретная галерея славы Морского университета. Это портреты пятнадцати лучших наших выпускников, капитанов-героев. Все они прошли войну, её «огненные рейсы». Звезда на капитанском кителе – это признание их заслуг перед Отечеством.

Война, которую с 1941 по 1945 год вели обычные торговые суда  Дальневосточного морского пароходства с немецкими и японскими подводными лодками, крейсерами и авиацией, была неравной. Двадцать пять пароходов и сотни человеческих жизней – цена этого беспримерного поединка. Но советские моряки,  проявляя настоящие чудеса доблести, не считали себя героями: «Мы просто делали свою работу…»

Первое в нынешнем году заседание Литературной кают-компании было посвящено двум выпускникам Владивостокского морского техникума, двум капитанам, геройский труд который в годы войны можно без всяких скидок приравнять к ратному подвигу. Их  имена – Николай Малахов и Николай Колотов.

Все владивостокцы знают памятник морякам торгового флота, погибшим в годы войны.  Перед памятником горит Вечный огонь. 9 мая 1975 года, в год тридцатилетия Победы, его зажёг легендарный капитан Николай Никитич Малахов. Легендарный, потому что первым в мире, командуя старым сухогрузом «Уэлен», сумел не только уцелеть при встрече с японской подводной лодкой, но и потопить её. Впервые в истории субмарина была потоплена грузовым судном! Это морское сражение вызвало настоящий шок у заморских военных специалистов. Никто не мог поверить, что пароход, вооруженный одной-единственной полевой пушкой 1908 года выпуска, сумел выйти победителем в схватке с подводной лодкой. Имя капитана Николая Малахова стало легендой: в любом порту Австралии моряки при его появлении вставали. Правительство СССР наградило капитана за подвиг высшим орденом страны – орденом Ленина. Героем Социалистического Труда Николай Никитич стал в 1960 году, будучи начальником Дальневосточного морского пароходства.

Вечный огонь – это огонь памяти. В стенах нашего вуза долгие годы работал человек, который сделал всё, чтобы эту память сохранить. Имя его  - Николай Алексеевич Колотов. Человек исключительной отваги и удивительной скромности, он рассказывал в своих книгах о подвигах других капитанов, своих коллег. Между тем, Николай Колотов всю войну был не просто капитаном, а капитаном Владивостокского морского порта. На его плечи легла вся ответственность за бесперебойную работу портовых служб в экстремальных военных условиях. Половина грузов, поступавших из-за рубежа, от стран-союзников, шла через Владивосток. Моряки-дальневосточники доставляли в советские порты боевую технику, а также горючие материалы, транспортные средства, обмундирование и продовольствие. В зимнее время Колотову оперативно подчинялись все ледокольные средства Тихоокеанского флота. На него персонально возлагался вывод судов из доков, проводка их в море через минные поля залива по фарватерам.Он был единственным человеком, который знал план минных заграждений, и сам выводил через них суда в открытое море, предварительно тщательно проверяя их готовность к плаванию. Стоит ли говорить о ежедневном смертельном риске и нечеловеческом напряжении этой работы? Дочь капитана, Ирина Субботницкая-Колотова, вспоминала: «Во время войны капитан порта находился на казарменном положении: кроме него, никто не мог дать разрешения на выход судов в море, так что спать приходилось редко. Во время войны отцу, конечно, было не до семьи, он месяцами не приходил домой. Я помню единственный день, когда папа вернулся рано, ещё при свете солнца. Это был незабываемый день Победы: 9 мая 1945 года…». За труд в годы войны Николай Колотов был награжден орденом Ленина, а также многими другими орденами и медалями СССР.

И ещё об одной странице биографии Николая Колотова необходимо упомянуть особо. Немного на свете людей, которые могут создавать музеи. Это дело непростое, ответственное. Колотов создал два: музей Дальневосточного морского пароходства и музей ДВВИМУ, нынешний Центр патриотического воспитания Морского университета. Об истории его создания курсантам рассказал заместитель начальника Центра Г. А. Воронин.

В финале литературно-музыкального вечера Геннадий Антонович провел блиц-викторину для самых внимательных слушателей. Победителями её были признаны сразу двое курсантов-судоводителей: Сергей Григорьев и Илья Шульгин. Они получили из рук капитана Воронина замечательное издание «Морем прославлены».

Благодарим всех, кто принял участие в подготовке и проведении этого вечера: Геннадия Антоновича Воронина, курсантов 23 роты СМФ Владимира Фролкина, Егора Подкуйко, Арсентия Белоконского, Глеба Калугина, а также Анастасию Шевцову (12 рота СМФ) и Сергея Григорьева (13 рота СВФ). Особая благодарность – заместителю начальника СМФ по воспитательной работе Е.М. Гурову, заместителю начальника СВФ по воспитательной работе П.П. Пузину и руководству Морского колледжа МА МГУ.

Многие из моряков, работавших в военные годы на судах Дальневосточного пароходства, были выпускниками Владивостокского морского техникума, из которого вырос Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. Трое выпускников Морского техникума стали Героями Советского Союза: Н.И. Сипягин, К.С. Бадигин, А.Г. Ефремов. Двенадцать человек в послевоенное время удостоены звания Героя Социалистического Труда. Эти звёзды на кителе достойны нашей вечной памяти. И о людях, которые их заслужили, мы обязательно расскажем на встречах в Литературной кают-компании.

Следующий историко-литературный вечер проекта «Звёзды на кителе» состоится 25 февраля. Приглашаем всех желающих.

Галина Якунина,
Ведущая Литературной кают-компании МГУ

30 января 2015 года