Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
25 декабря 2014 года
Леди на капитанском мостике

23 декабря в МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялся Капитанский час с участием капитана дальнего плавания Татьяны Сухановой и девушек-курсантов Морской академии.

По предложению проректора по морской и конвенционной подготовке, вице-президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Н. Р. Чепцова очередной Капитанский час был проведён в необычном формате. Его название – «Леди на капитанском мостике» – говорит само за себя.

- В нашем университете учится немало девушек, которые мечтают посвятить себя морю, сказал Николай Романович, открывая встречу. – Но российский и мировой опыт показывает, что одной мечты мало. Мало сдать вступительные экзамены, стать курсантом и даже получить диплом судоводителя. Работать в море остаются единицы. И уже совсем немногие становятся капитанами. Но все-таки становятся! Я сам был учеником первой в мире женщины-капитана Анны Щетининой и горжусь этим. А сегодня, по просьбе Дальневосточной ассоциации морских капитанов, на встречу с вами пришла Татьяна Анатольевна Суханова, капитан дальнего плавания. Мы считаем, что встреча с этим замечательным человеком и настоящим профессионалом будет полезна девушкам, которые готовятся стать штурманами.

Забегая вперед, скажем, что проректор оказался прав: разговор с Татьяной Анатольевной был содержательным, откровенным, порой даже жестким, но очень интересным.

Татьяна Суханова родом из Хабаровского края. В 1988 году поступила на судоводительское отделение Благовещенского речного командного училища, которое окончила с красным дипломом. Говорит, что выбор был случайным, поступала «заодно» с мальчишками-земляками. Но, разумеется, уже тогда сыграли свою роль характер и целеустремленность: ведь девушке отовсюду пришел отказ, кроме Благовещенска. И если в советское время учиться на штурмана ей было непросто, то еще сложнее оказалось устроиться на работу, когда наступило время перестроечное. Пять лет проработала Татьяна третьим, а затем вторым помощником капитана в Амурском речном пароходстве на теплоходе «Г.Седов». На излете двадцатого столетия поступила в ДВВИМУ, на судоводительский факультет. Училась заочно, окончив шестилетний курс обучения за четыре года.

К слову: история восхождения представительниц прекрасного, но отнюдь не слабого пола на капитанский мостик настолько же увлекательна, насколько поучительна и драматична. По мнению некоторых историков флота, первой мире взошла на мостик ирландка Грейс ОНейл, которая командовала пиратским судном. Но если быть точным, то первой «королевой пиратов» ещё в третьем веке до нашей эры стала Теута, королева Иллирии, которая бросила вызов могущественной Римской империи. История сохранила десятки имен женщин-флибустьеров, как правило, представительниц знатных и богатых родов Англии, Франции, Испании, Ирландии, Турции, Марокко, Северной и Южной Америк… Исключением является китаянка Цзин Ши, известная как мадам Цзин. Бедная и безродная девушка, имя которой прогремело уже в XIX веке, возглавила флот в 2000 кораблей. Под её началом находилось 70000 головорезов, и они держали в страхе все тихоокеанское побережье. В конце концов, императрица Китая вступила с мадам Цзин в переговоры и предложила амнистию. Как видим, у моряков всего мира были серьёзные причины считать присутствие женщины на борту плохой приметой…  А если говорить серьезно - упомянутые дамы не имели ни малейшего понятия о навигации, лоции и астрономии. Они командовали судами, но не были водителями фрегатов. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что эпоха женщин-капитанов началась в 20 веке и открыла её наша соотечественница Анна Ивановна Щетинина. Воспоминаниями о «капитане Анне» поделились капитаны дальнего плавания Н.Р. Чепцов и Г.А. Воронин.

Анна Ивановна сошла на берег в конце семидесятых. Последним её кораблем стал теплоход «Антон Чехов». Почти сорок лет после неё капитанский мостик в ДВМП оставался вакантным для девушек. В начале XXI века на него взошла Татьяна Суханова, став в 36 лет капитаном теплохода «Капитан Кириченко». Первое боевое крещение в должности капитана Татьяна приняла во время перехода через три океана: Тихий, Индийский и Атлантический. В Малаккском проливе «полетел» главный двигатель. По пути в Сингапур их накрыл очередной шторм и повредил антенну GPS: это означало, что курс им предстоит держать, практически, по звёздам. И если бы ломались только механизмы! Заболел штурман, у старшего механика случился инфаркт, плотник получил серьезную травму руки, и пришлось делать ему операцию в одном из портов. А тут ещё в штормовую ночь опрокинулась бочка с машинным маслом, оно пролилось на палубу, и экипаж скользил, как на коньках... Когда на перегрузах весь экипаж работал в трюмах, Татьяне приходилось по несколько суток стоять вахту на мостике. И все-таки они победили: экипаж выполнил все поставленные задачи, и судно благополучно вернулось во Владивосток.

К слову: вслед за Татьяной Сухановой стала капитаном еще одна дальневосточница, выпускница Дальрыбвтуза Ирина Михайлова. К сожалению, Ирина Валерьевна не смогла прийти на нашу встречу из-за плотного графика работы. Но два капитана, две землячки поддерживают тесные профессиональные и дружеские контакты и всегда, если есть возможность, помогают друг другу. Что до мужчин-коллег, то, по горькому признанию Татьяны, отношение с их стороны, как правило, было жестким. Бывали случаи, когда пытались подставить…

Разговор капитана Сухановой и девушек-судоводителей длился около часа. Курсантки сполна оценили уникальную возможность, которой не было ни у Анны Щетининой, ни у самой Татьяны Анатольевны. Они задавали гостье вопросы, которые касались их настоящего и будущего, учебы и трудоустройства, отношения с командирами рот и экипажами судов, любви и семьи… Важно, что перед ними был человек, который знал проблемы не понаслышке.

К слову: в Морском университете девушек после долгого перерыва начали принимать на судоводительский факультет с 2001 года. Каждый год на СВФ поступает пять-шесть девушек. Как свидетельствует статистика, диплом получает каждая вторая. Но на море остаются работать единицы. Пожалуй, ближе всех к воплощению своей мечты находится сегодня Наталья Белоконская, выпускница СВФ 2007 года. Она работает в Санкт-Петербурге старшим помощником парусного учебного судна «Мир». Заметим, что в современном мире, где женщины становятся капитанами крупнейших круизных лайнеров, танкеров-газовозов и даже командирами крейсеров, место капитана парусного большого корабля по-прежнему вакантно.

Что ж, учиться «на капитана» по-прежнему трудно. Самое трудное – не только сделать выбор, но и отвечать за него. Мечта останется мечтой, если не бороться за победу.

Прощаясь, девушки от души благодарили «капитана Татьяну» за честный, профессиональный и душевный разговор. Присоединяясь к ним, мы желаем Татьяне Анатольевне здоровья, счастья, удачи, стабильной и долгой работы на капитанском мостике. Благодарим всех, кто помог подготовить и провести эту встречу: заместителя начальника Центра патриотического воспитания Г.А. Воронина, ведущего специалиста УВР Л.А. Тертычную, курсанта СВФ Марию Фарафонову.

С Новым годом и до новых встреч в Морском университете!

Галина Якунина,
Центр патриотического воспитания УВР
Информационный центр ОИУ МГУ

25 декабря 2014 года