Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
10 ноября 2014 года
Наказ капитана

6 ноября состоялось заседание Литературной кают-компании МГУ им. адм. Г.И. Невельского, в котором принял участие знаменитый капитан-полярник, Герой Социалистического труда В.И. Абоносимов.

Есть люди-легенды. Легенды Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, космоса и спорта, театра и кино. Вадима Ивановича Абоносимова можно смело причислить к легендам Арктики, потому что за его спиной – тысячи сложнейших проводок по трассе Северного морского пути, десятки  спасательных операций, уникальные буксировки доков грузоподъёмностью в 30 и 100 тысяч тонн, тридцатилетний опыт безаварийной работы на море в исключительно трудных условиях, а точнее - на пределе человеческих возможностей.

За выдающиеся заслуги перед Родиной и морским флотом капитан Абоносимов награжден золотой медалью «Серп и молот» – знаком особого отличия, который вручался Герою Социалистического труда наряду с высшей наградой СССР – орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Кроме этого, В.И. Абоносимов награжден ещё одним орденом Ленина, а также орденом «Знак Почета». Имеет золотую и серебряную медали ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства), звания почетного полярника и почетного работника морского флота СССР, а в прошлом году ему было присвоено звание Почетного гражданина Владивостока.

Во всех книгах и фильмах самое интересное – это начало судьбы, начало становления человеческой личности. Когда человеку семнадцать-двадцать лет, ещё никто не знает, что из него получится: это время Икс. А с чего начинается капитан? С чего начинается лидер? И что это значит – сделать себя самому? Об этом и о многом другом шел разговор курсантов-судоводителей Морской академии, Морского колледжа и Морского технологического колледжа с автором книг «Так держать, капитан!» и «За полярной звездой».

Родился будущий ледокольщик в географическом центре Азии, у истоков могучего непокорного Енисея. Любимыми книгами детства были истории о покорении Северного полюса, любимыми героями – челюскинцы. Характер у подростка был крепкий, истинно сибирский, усиленный недетским чувством ответственности. Отец и брат ушли на фронт, тринадцатилетний Вадим остался единственным мужчиной на две семьи: кроме матери и бабушки надо было помогать еще семье брата. Заготавливал дрова, косил траву, работал кочегаром на пароходе «Иван Папанин». При этом успевал учиться и заниматься боксом.

– С большой благодарностью вспоминаю моего первого тренера. Он не только учил нас грамотно работать на ринге, но и уважать партнера. Часто повторял: «Несмотря на боль и усталость, принеси победу в зубах!» Впоследствии это наставление очень мне  пригодилось, - улыбался своим воспоминаниям Абоносимов.

Вадим Иванович, к слову, удивительно позитивный, улыбчивый и открытый человек. Казалось бы, суровые испытания, о которых он поведал в своих книгах, должны были наложить отпечаток на внешность, сделать его суровым и замкнутым морским волком. Но Абоносимов и тут – исключение из правил. Даже рассказывая о беспримерно трудной северной навигации 1983 года, нет-нет да улыбнется. А как иначе? Он действительно считает, что выдержка капитана, его улыбка – это «флаг корабля».

В 1952 году, после окончания Высшего Арктического морского училища молодой штурман прибыл по распределению во Владивосток, в Восточное арктическое морское пароходство. Вадима Абоносимова направили на ледокол «Молотов» четвертым помощником капитана. А шесть лет спустя он уже стал капитаном. Причину такой стремительной карьеры  объясняет просто: «Мне помогали люди и собственное стремление все знать и везде успеть». Потом в его жизни было много судов, в том числе и транспортных. Но самые памятные – ледоколы «Ленинград» и «Адмирал Макаров». Так случилось, что морская карьера Абоносимова оказалась тесно связанной с именем великого ученого и флотоводца. После окончания Высшего Арктического училища, которое носит имя С.О. Макарова, он прошел путь от четвёртого помощника до капитана на паровом ледоколе «Адмирал Макаров» и спустя годы вернулся на мощный полярный дизель-электроход «Адмирал Макаров», которым командовал пятнадцать лет.

Главная тема книг В.И. Абоносимова – Арктика. Вернее, человек и Арктика. Он увлекательно рассказывает о героических и трагических страницах открытия Северного полюса и освоения Великого Северного морского пути, называя десятки имен первопроходцев, ученых, капитанов: Де-Лонг, Нансен, Беринг, Макаров, Колчак, Папанин, Готский, Хлебников… Вообще «полярка», по его словам – это особые рейсы, особая работа и особый склад человеческой души. Это не только ледоколы и суда усиленного ледового класса. Это авиация, система метеостанций, водолазная служба, обеспечивающая ремонтно-спасательные работы. Это многодневные проводки судов во льдах и труднейшие спасательные операции, постоянный риск. Рискует любой моряк, выйдя в море, но полярник – вдвойне. Вот, например, навигация 1965 года, когда ледокол «Ленинград», которым командовал В.И. Абоносимов, несколько раз проводил спасательные операции. В том числе пришлось спасать и ледокол «Адмирал Лазарев», на котором он когда-то впервые исполнял обязанности капитана. А еще был год 1983-й, который автор назвал в своей книге «особой страницей в истории Северного морского пути». Небывало трудная навигация, за которую В. И Абоносимов был удостоен звания Героя Социалистического труда.

Рассказ Вадима Ивановича был иллюстрирован редчайшими фотографиями из архива полярного капитана. Видеопрезентацию в рекордные сроки подготовил заместитель начальника Центра патриотического воспитания Г.А. Воронин. В подготовке и проведении Литературной кают-компании приняли активное участие курсанты 11 роты СВФ Мария Фарафонова, Александр Переверзин и Константин Торбеев. Прекрасным музыкальным вступлением к вечеру стал романс «Гори, гори моя звезда» в исполнении руководителя клуба бардовской песни МГУ Олеси Потаповой.

А заключительным аккордом этой встречи стал «Наказ будущим капитанам», которым завершается книга «Так держать, капитан!». Его прочел притихшему залу четверокурсник Александр Переверзин. Хотелось бы ознакомить с ним всех читателей нашего сайта, в первую очередь - курсантов Морской академии:

«Должность капитана трудная и многогранная. Этот человек с выходом в море все 24 часа находится на вахте. Да и при стоянке в порту всегда думает, что и как сейчас происходит на судне. Деятельность капитана основана не только на профессиональных знаниях, которые шлифуются опытом многолетних плаваний, но и на умении работать с людьми. Капитан не только профи, но и психолог, и экономист, и учитель, и стратег, и тактик. Он должен предвидеть события и уметь сказать «нет», если этого требует ситуация. Он должен создать в экипаже атмосферу дисциплины и доброжелательности, ибо море не терпит зазнайства, расхлябанности и разгильдяйства.

С курсантских времён будущему капитану необходимо воспитывать в себе чувство ответственности и учиться отличать главное от второстепенного. Постоянный риск в борьбе со стихией вынуждает капитана быть энергичным, волевым, принимать решения взвешенно и оперативно. Ведь помочь ему может только Бог.

Постоянное напряжение и стрессовые ситуации отрицательно сказываются на здоровье капитана. Он должен держать себя в форме и отказаться от вредных привычек, не курить, не злоупотреблять алкоголем. Иначе можно быстро закончить морскую карьеру.

Капитан в экипаже – лидер и обязан быть образцом достойного поведения в критическую минуту, а также примером культуры общения в замкнутом коллективе и знания в любой области эксплуатации судна. Как сказал великий лётчик Валерий Чкалов: «Если быть – то быть лучшим!».

Под этими словами, перепечатанными из книги, легендарный капитан поставил свою размашистую подпись.


Галина Якунина, ведущая Литературной кают-компании МГУ

10 ноября 2014 года