25 апреля 2014 года
Арктический катализатор образования

24 апреля в Морском университете состоялось заседание Попечительского совета вуза, посвященное, главным образом, вопросам модификации системы образования с учетом актуальных государственных задач по освоению Арктики, озвученных двумя днями ранее на специальном заседании Совета безопасности Российской Федерации.

О том, что Арктика имеет огромный экономический – в первую очередь, сырьевой и транспортный потенциал, и о том, что Россия исторически является ключевым оператором на данном рынке, - обо всем этом морской общественности уже давно и хорошо известно. Суть нынешней встречи членов Попечительского совета Морского университета заключалась в том, что повышение спроса на морских специалистов для работы в арктических условиях прямо пропорционально актуализации арктического вопроса на государственном уровне.

В заседании, прошедшем в режиме видеоконференции между студиями во Владивостоке и Москве, прияли участие председатель Попечительского совета, генеральный директор «СКФ» С.О. Франк, первый заместитель генерального директора «СКФ» Е.Н. Амбросов, ректор Морского университета С.А. Огай, проректор по учебной работе В.И. Алексеев, проректор по конвенционной подготовке Н.Р. Чепцов, начальник Морской академии В.Ф. Гаманов, директор «Фесконтракт-Интернешионал» П.Г. Дрюк, директор ДВ филиала «Российского морского регистра судоходства» С.А. Куликов, генеральный директор ДНИИМФ Я.Н. Семенихин, генеральный директор «Совфрахт-Владивосток» А.А. Хрусталев и другие. 

Повестка дня заседания состояла из трех вопросов. Первые два были связаны с работой вуза и его дальнейшим развитием в контексте освоения Арктики. Третий вопрос – организационный: новым членом попечительского совета университета был единогласно принят генеральный директор ОАО «ВМТП» К.А. Соколов.

Ректор С.А. Огай выступил с двумя докладами: о результатах деятельности вуза в прошлом учебном году и планах на будущий, а также о конвенционной подготовке и планах по адаптации учебных программ к арктической специфике. Разносторонний анализ работы Морского университета подтверждает статус вуза как ведущего отраслевого образовательного учреждения в регионе. Университет проводит капитальный ремонт фондов (береговых корпусов и флота), совершенствует лабораторную базу, внедряет обновленные образовательные программы, привлекает иностранных курсантов и студентов.

Что касается Арктики, то в последние годы вуз ведет целенаправленную деятельность по разработке данного направления – в теории и на практике. Год назад УПС «Профессор Хлюстин» осуществил плодотворный в образовательном и научном отношениях рейс в Заполярье. Специалистами вуза разработаны детализированные образовательные программы для курсантов судоводителей и судомехаников, ориентированные на работу в ледовых условиях. Аналогичная программа с использованием обновленного тренажера создана для курса дополнительного профессионального образования. Программы готовы к реализации, но требуют инвестиций. По словам С.О. Франка, сегодня, когда для обеспечения работы нефтегазовой отрасли в Арктике инвестируются значительные средства в судостроение, как никогда раньше отрасль заинтересована в арктических капитанах и инженерах-судомеханиках. К примеру, на днях, при поддержке правительства, между компаниями «СКФ» и «Сахалин-Энерджи» был подписан контракт на постройку судна снабжения «Геннадий Невельской» (спуск на воду – 2016 год). «На освоение Арктики государство направляет значительные финансовые потоки, – сказал С.О. Франк. – И в этой ситуации система отечественного морского образования приобретает несоизмеримую ни с чем ценность. Традиции подготовки специалистов для арктического мореплавания оставляют вне конкуренции морские учебные заведения большинства стран. Теперь вся надежда на вас и на Макаровку!».

Для Морского университета вопрос заключается в том, чтобы создать максимально эффективный, законченный и детализированный образовательный проект, который бы опирался на многолетний практический опыт отечественного арктического судоходства, который на протяжении последних двух-трех десятков лет оставался невостребованным. Председатель Попечительского совета порекомендовал университету привлечь известных арктических капитанов к образовательной работе в формате консультантов в разработке новых учебных пособий, авторов спецкурсов и т.п.

В заключение встречи между Морским университетом и ОАО «Софкомфлот» руководителями организаций был подписан Меморандум о партнерстве. С.О. Франк пожелал фрегату «Надежда» победы в Черноморской международной регате, а по завершении гонок попросил направить судно в Севастополь для участия в праздничных мероприятиях вместе с другими российскими парусниками в начале июня. 

Информационный центр ОИУ МГУ

25 апреля 2014 года