Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru
4 апреля 2014 года
Что необходимо капитану?

В начале апреля состоялось заседание Литературной кают-компании МГУ им. адм. Г.И. Невельского, посвященное юбилею первого президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов М.В. Соболевского.

Судьба знаменитого капитана прочно связана с морем и Морским университетом. Он стоял на капитанском мостике двух учебно-производственных судов ДВВИМУ: «Полюса» и «Меридиана». Сойдя на берег, много лет работал в нашем морском вузе на кафедре "Управление судном". Этого человека знали моряки Ленинграда и Архангельска, Одессы и Новороссийска, и, конечно же, всего Дальнего Востока, включая почти все страны тихоокеанского региона. Он был, что называется, капитан Удача: много раз выводил свои суда из страшных океанских штормов, работал под бомбами в Великую Отечественную войну. Он, профессионал высшего класса и капитан от Бога, не признавал безвыходных ситуаций. Он был смелым, решительным и удивительно талантливым человеком: писал стихи и музыку, рисовал отличные картины, поразительно много читал, свободно говорил на трех языках. Этого универсально одарённого, прекрасно воспитанного человека знал и любил Владивосток: Михаил Васильевич был своим и среди моряков, и среди ученых, и среди творческой интеллигенции. Но именно море было его призванием, его жизнью и главной его любовью. Не случайно М.В. Соболевский стал первым президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов.

16 января 2014 года исполнилось 95 лет со дня его рождения. Курсантам Морской академии и Морского колледжа, собравшимся в Литературной кают-компании, была представлена книга М.В. Соболевского «Фрагменты из жизни капитана дальнего плавания».  Она увидела свет благодаря его ученику и коллеге, капитану дальнего плавания, заместителю начальника Центра патриотического воспитания Геннадию Антоновичу Воронину.

Биография Соболевского вместила так много ярких событий, что их хватило бы на несколько жизней. Чего стоил один только северный конвой "PQ-18" в годы Великой Отечественной войны! На одном из его судов Михаил Соболевский, курсант Ленинградского института инженеров водного транспорта, шел матросом 1-го класса. Немцы разбомбили 14 пароходов конвоя, в том числе транспорт, начиненный 10 тысячами тонн взрывчатки. Зимовал матрос Соболевский на Диксоне, окруженном вражескими подлодками. После войны он работал на Балтике, затем ходил на судах Дальневосточного морского пароходства, оставив за кормой тысячи "соленых миль" на учебно-производственных судах ДВВИМУ.

Став капитаном, Соболевский побывал на всех континентах земного шара, совершил десять сложнейших экспедиционных рейсов на научно-исследовательских судах "Витязь" и "Дмитрий Менделеев".

Михаил Васильевич оставил сотни учеников, которые свято хранят память о нём. Притихшая аудитория внимательно слушала воспоминания Г.А Воронина. Он очень тепло и ярко рассказал о своем учителе, с которым их связывали 35 лет крепкой мужской дружбы. Впечатление от рассказа усиливала видеопрезентация, в которую вошли не только фотографии самого Соболевского, но и фотоснимки, сделанные им в разных странах, где довелось побывать, а также картины и редчайшие экспонаты, завещанные  музею МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Свое выступление Геннадий Антонович завершил стихотворением Соболевского «SOS»:

Держите же сердца включёнными,
Открытыми глаза и уши,
Чтобы не канул в бездну чёрную

Призыв: СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!

Воспоминаниями поделились и другие гости вечера: заведующий сектором исследования международного судоходства НИИ морского транспорта В.М. Пазовский и капитан дальнего плавания, доцент кафедры «Управление судном» В.П. Доброквашин.

На вечере прозвучали стихи М.В. Соболевского в исполнении курсанта 11 роты СВФ Ольги Лесогор. Отрывки из книги, а также последнего интервью Соболевского, которое, по сути, стало завещанием будущим капитанам, прочли курсанты этой же роты Александр Переверзин и Даниил Белоусов. Вот как Соболевский ответил на вопрос, что является главным качеством капитана:

— Можно ли сказать, что решительность является главным качеством капитана?

Да. Как и чувство ответственности, выдержка, интуиция. Что такое интуиция? Это особая форма капитанского мышления, если хотите. Капитан интуитивно чувствует, когда надо подняться на мостик, когда пришло время менять курс, начать штормование. Интуиция – это сплав большого жизненного опыта и чувства ответственности.

— А что еще необходимо капитану?

Интеллигентность, широкий кругозор и, конечно, человечность.

Завершила встречу блиц-викторина «Что вы знаете о Соболевском?» на лучшее знание биографии капитана. Победителем в ней стал курсант 12 роты СВФ Дмитрий Барышев. Ему, а также всем участникам Литературной кают-компании и библиотеке Морского колледжа были подарены на память книги «Фрагменты из жизни капитана дальнего плавания» с дарственной надписью редактора – составителя Г.А. Воронина.

Украшением любой кают-компании всегда были песни под гитару. На  заседании, посвященном капитану-поэту, морские хиты прозвучали в интерпретации известной исполнительницы авторских песен, лауреата многих бардовских фестивалей Влады Лазо.

Следующее заседание состоится в течение ближайших недель. На этот раз кают-компания готовится принимать гостей из Дальневосточной академии искусств. Следите за нашими объявлениями!

Галина Якунина,
ведущая Литературной кают-компании МГУ

4 апреля 2014 года