9 января 2014 года
Морская режиссура

Сергей Владимирович Заика, ведущий специалист по связям с общественностью ЦИО ОИУ Морского университета, снявший видео-эпопею о праздновании 200-летия адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Омске, Санкт-Петербурге, Костромской области и на Сахалине, рассказывает историю о том, как он стал фанатом телевидения и яхтенного спорта, и о том, как морские путешествия влияют на видеопроизводство.

Фильм «По путям Невельского», длящийся меньше часа, готовился в течение года. Несколько месяцев ушло на съемки, больше двух месяцев – на монтаж. Это, пожалуй, самый долгоиграющий проект в моей практике. Сначала были съемки в Омске в феврале – встреча с потомком адмирала Н.В. Кукель-Краевским, потом – в Солигаличе и Петербурге, наконец, – во время эскадренного яхтенного похода к берегам Амура и на Сахалин, и это были самые сложные съемки. 5 декабря – в день рождения Невельского – все было готово.

Премьера фильма меня, конечно, обрадовала. Публика отреагировала хорошо. Фильм был представлен на «Транспортной неделе» в Москве. Показан на торжественном собрании, посвященном 200-летию Невельского, в Морском университете.

Первыми зрителями стали руководители различного ранга, опытные моряки, историки. Руководство Росморречфлота, как главный заказчик, осталось довольным. Теперь фильм набирает просмотры на странице университета в Youtube. Но, несмотря на успех, как автор полного удовлетворения я не испытал. Слишком много интересного, но не вписывающегося в официальную канву, осталось за кадром. Резать было – очень! – жалко. Так что я решил сделать отдельный фильм – о том, что такое на самом деле это путешествие по морю на яхте и о тех неожиданных и порой странных событиях, которые произошли во время экспедиции.

Кино? Я бы не стал называть свою работу этим высоким словом. Это все-таки видео-фильмы. Хотя у меня есть кое-какие идеи на счет кино. Давно думал попробовать экранизировать рассказы о Владивостоке 90-х годов Татьяны Тутубалиной. При всем интересе к кино и кинодокументалистике мне больше по душе телевидение – с его особой эстетикой, ритмом, отношением к факту. Сложно говорить об эталонах. Когда-то с большим уважением и интересом смотрел передачу «Профессия репортер» на НТВ. Теперь лучшая программа, на мой взгляд, – это «Неделя» Максимовской.

Мое увлечение началось в 94-м году. Просто собрался и пришел на телевидение. Устроился учеником монтажера. Три месяца стоял за спиной, смотрел, как что делается. Однажды мне доверили смонтировать программу. А через год я сделал первый обучающий фильм по основам монтажа.

Потом работал режиссером на двух телеканалах. Делал программы «Семь футов» и программа Прокураторы Приморского края «Фонтанная, 51». Первый фильм – «Золотой рейд» – сделал в 2001 году. О клубе экстремальных автолюбителей «Шатун». Я тогда еще ничего не снимал. Мне дали материала на 30 кассетах, в результате получился 4-х часовой фильм.

Затем какое-то время я работал режиссером программы «Пацифик» на MTV, познакомился с лучшими местными и российскими музыкантами, и в итоге получил альтернативную премию «Пабарол» – «за лучшую музыкальную программу во Владивостоке».

В Морском университете я снял более десяти презентационных фильмов по походам «Надежды». Их демонстрировали на судне, на отчетных презентациях университета в Шанхае, Париже и Москве. В 2013 году сделал ролик про инновации в Морском университете. Однако самый большой, самый серьезный и самый сложный проект – это фильм в честь юбилея Г.И. Невельского, особенно в той части, где проходили съемки в море.

Не менее сложной, чем операторская работа в море, оказалась режиссура. Потребовалось объединить в одном пространстве несколько разнородных частей. Я долго ломал голову и наконец, пришел к выводу, что единственное, на чем может держаться фильм – на идее истории. И походы Невельского, и наше плавание – все это уже прошлое. Эта тональность соединяет все части фильма.

На нее удачно ложится текст дневника одного из капитанов – Владимира Федоровича Гаманова, который он вел во время экспедиции. Для озвучивания фильма я пригласил профессионалов – директора звукозаписывающей компании Леонида Шевченко и актера Академического театра им. М. Горького Евгения Вейгеля. Формально структуру фильма создают специально сделанные заставки.

В качестве оператора и фотографа на яхту «Командор Беринг» я попал незадолго до начала похода. Благодаря случаю. Сложность ситуации в том, что для работы в морских условиях необходима специальная аппаратура. На ее приобретение средств не нашлось, поэтому все кадры, вошедшие в фильм, были сняты на фотоаппарат Canon 6 D. И это обстоятельство создавало массу ограничений. Например, перед глазами уникальный вид – остров тюленей, живописные облака и море! Но волны так захлестывали яхту, что, не имея специального кофра, можно было сразу же вывести технику из строя. Особенно в Амурском лимане. А рука тянулась за камерой постоянно.

Плавание к Амуру – это для меня отдельная история, ставшая, как мне кажется, вехой в моей жизни. Начать с того, что все члены экипажа, кроме меня и курсанта Андрея Лоскутова, были опытными моряками. Капитан Гаманов – мастер дальних яхтенных переходов, не раз участвовавший в регате «Мельбрун – Осака».

Сначала я думал, что моряки займутся своим делом, а я буду спокойно себе работать: снимать фото и видео, размышлять о сценарии. Но как только я оказался на яхте, мне, как и каждому члену экипажа, определили вахтенные обязанности. Причем мне досталась «собачья вахта» – с 12 до 16 и с 24 до 4. То есть все время, что мы ходили до Сахалина и обратно, я находился в состоянии тотального недосыпания.

Нам еще повезло, что вопреки традиции готовить еду по очереди у нас этим ответственным делом занимался один человек, вызвавшийся готовить добровольно, – это Владимир Михайлович Тыцких, кадровый морской офицер, писатель и гений кулинарии. В нечеловеческих условиях штормов и постоянной качки он умудрялся готовить по часам чуть ли не ресторанное меню.

Пожалуй, самое интересное в пути – это знакомство с нынешними аборигенами Амура и Сахалина. Не скажу, что это были особо интеллектуально насыщенные встречи. В 99 случаях из 100 у людей было к нам только два вопроса: «Откуда вы?» и «Сколько стоит яхта?». После чего их интерес тут же угасал. В качестве разнообразия могли быть комментарии, вроде того, что мы услышали, борясь с волнами в в Амурском лимане, от проходивших мимо на лодке браконьеров: – Мужики, вы откуда? – Из Владивостока. – Б… Ну, вы мореманы! Если чо – заходите, икры дадим.

Я не первый раз хожу на яхте. Но никогда не был в море так долго – 24 дня. В этом состоянии – быть вырванным из цивилизации – для меня самое сложное было не то, что ты постоянно в качке, по макушку в воде, а то, что неделю не можешь помыться. Признаюсь, в начале плавания в какой-то момент я начал уже сомневаться, что это была хорошая идея, и по пути в Холмск я всерьез обдумывал, как бы вернуться домой. Но на Сахалине настроение диаметрально поменялось. Может от того, что удалось, наконец, сходить в баню, выпить пива, с людьми пообщаться. Или просто привык. По дороге во Владивосток я понял, что хочу научиться управлять яхтой. И теперь думаю сдавать на яхтенного рулевого 2-го класса.


Евгений Панкратьев, информационный центр ОИУ МГУ
Фото Сергей Заика, информационный центр ОИУ МГУ

9 января 2014 года