24 января 2013 года
Кураторское искусство

В конце прошлого года в Морском университете состоялся традиционный конкурс кураторов учебных групп, той категории педагогов, которые, по сравнению с командирами и преподавателями, обычно остаются в тени учебного процесса. Обратно пропорционально возложенным на них задачам.

В идеале кураторы должны помогать молодым людям в преодолении тягот учебной жизни, прививая традиции и корпоративные ценности, воспитывая высоконравственных и культурных граждан с хорошим потенциалом трудоустройства. Поскольку вознаграждение за кураторскую работу является символическим, речь идет о состязании в чистом искусстве. По итогам конкурса из нескольких десятков кураторов лучшими были признаны несколько человек. Трое из них любезно согласились поделиться секретами педагогического мастерства.

Дружественный деканат

Эльвира Евгеньевна Зеленина, декан факультета психологии и социального управления, с 2010 года – куратор группы 23.31, считает, что успех куратора напрямую связан с тем, сколько энергии он отдает подопечным и насколько его профессиональные компетенции соответствуют их интересам.

- Главное правило для того, чтобы создать нормальную атмосферу в коллективе и добиться хороших результатов в разных областях, очень простое нужно «проживать» вместе со студентами все события их жизни в университете. Важно не ограничиваться дежурными встречами и беглым общением. В каждом студенческом возрасте свои проблемы. Сначала нужно работать над тем, чтобы адаптировать студентов к учебе, сплотить коллектив, помочь поверить в свои силы. Потом возникают заботы о самореализации и «правильных» моделях поведения, в том числе в личной жизни. К выпуску, актуальной темой становится проблема трудоустройства.. И на каждом этапе куратор играет важную роль наставника, старшего товарища. Несмотря на то, что я декан факультета, я стараюсь вести себя демократично. Поощряю инициативу, критическое мышление, право студента на свою позицию. В любом случае мое отношение внимательное и искреннее. Я никогда «не играю» со студентами. Они это ценят. Иначе мне бы не удалось ничего добиться. В работе куратора хороши разные методы – и дружеское общение, и психологическая помощь, и убеждение собственным примером, важно и требование соблюдать дисциплину, когда дело касается принципиальных норм в учебе и поведении. Мне «везет» со студентами. Хотя бывают сложные моменты. Но я отношусь к сложностям, как к испытанию моего профессионализма. Чем сложнее студент, тем больше вызов. Существенный момент заключается в том, что мои профессиональные знания и умения – это как раз то, чему учатся мои студенты. Мы с первого курса ежедневно взаимодействуем как коллеги. Они – будущие кадровики, менеджеры по персоналу. Поэтому у нас особый интерес к совместной работе: мои психологические приемы в общении, мои методы убеждения они все эти годы «примеряют на себя», изучают и адаптируют, а потом применяют сами уже как будущие профессионалы.

Результаты: студенты группы 23.31 участвуют во всех направлениях жизни Морского университета, с интересом учатся (отчисления за неуспеваемость отсутствуют), входят в состав участников Дальневосточного HR-форума «Актуальные вопросы управления персоналом: опыт и перспективы», пять студентов группы являются стипендиатами губернатора Приморского края, имеют благодарности ректора университета и руководства института, в целом, молодые люди оптимистично настроены на будущее, и единогласно говорят о важной роли куратора в их жизни, которая заменяет им и коллегу, и старшую подругу.

Волонтерские перспективы

Марина Юрьевна Рахтиенко, молодой ученый, специалист Центра творческого развития молодежи УВР, куратор группы 0134 СВФ, рассказывает о своем подходе, который основан на искреннем желании помочь курсантам раскрыть свои таланты, и на умении рационально выстроить отношения.

- Я работаю куратором курсантов в течение трех лет. Когда Петр Павлович Пузин предложил, сразу согласилась. Сначала было страшно, потом интересно. У нас с курсантами небольшая разница в возрасте. В этом есть свои плюсы и минусы. С самого начала я старалась построить отношения на взаимоуважении. Хотя мы можем шутить, курсанты обращаются ко мне на «вы» и относятся серьезно, как к человеку, который может им помочь и встать на их сторону в спорных ситуациях. Начинала с того, что стала потихоньку привлекать их к мероприятиям. Не всем это интересно. Иногда приходилось заставлять. Постепенно я стала общаться со всеми 23 курсантами. Помню, когда я предложила организовать отдых на природе, немного волновалась. Главное условие – никакого спиртного. Моей задачей было – объединить группу, дать возможность ребятам познакомиться друг с другом. Получилось все замечательно. У каждого была возможность проявиться себя. Были у меня проблемные ребята, которые неблагоприятно влияли на весь коллектив. Они и учились плохо. А когда все двоечники ушли, успеваемость выровнялась. Теперь все в порядке. Думаю, особенно важен куратор для первокурсников. Теперь достаточно того, что мы пересекаемся пару раз в месяц и у меня есть расписание занятий. После школы они попадают в непривычные и сложные условия. Командир их не поведет на экскурсию, у него другие задачи. А с куратором можно посоветоваться. Бывает, что мы единственные, кому они могут пожаловаться. Если возникает проблема, я стараюсь найти оптимальный выход, обращаясь в те или иные службы университета. Весной совместно с психологической службой я организовала тренинг на сплочение. Длилось это несколько недель, я участвовала наравне с ними. Результаты хорошие. Появились желающие стать волонтерами. На моей основной работе – в Управлении по воспитательной работе – постоянно происходят разные мероприятия. И мне несложно совмещать эти два дела. Я предлагаю курсантам участвовать в мероприятиях, стараюсь задействовать их во всем, где есть возможность творческого и духовного роста.

Результат: курсанты группы 0134 хорошо учатся и активно участвуют в спортивной, культурной и общественной жизни, имея возможности реализовать свои таланты и организаторские способности. В послужном списке курсантов результативное участие в Спартакиаде и гребно-парусной регате университета, межвузовских и краевых соревнованиях, в межвузовском конкурсе «Что? Где? Когда?» и многих других университетских и городских мероприятиях, концертах, конкурсах и т.д.

Интернациональные игры

Александра Ивановна Ложкина, заместитель директора ИМО по воспитательной работе, культуролог и куратор пятого курса, называет в качестве одного из самых эффективных методов работы – организацию массовых мероприятий, которые дают возможность сплотить группу, помочь студентам реализовать свои способности и стать хорошим стимулом к учебе.

- Куратором я работаю уже в течение пяти лет. А в последний год, став заместителем директора, стала заниматься всеми студентами института. И мне эта работа очень нравится. Особенно, когда студенты сами начинают увлекаться и получать удовольствие от совместных проектов. Ежегодно мы организуем различные тематические мероприятия. Самый любимый и долгожданный праздник – театральная постановка, посвященная Новому году. Студенты начинают интересоваться постановкой чуть ли не за полгода. Желающих много. С интересом приходят на репетиции. Вынужденные тесно общаться и заниматься творчеством, студенты становятся добрее, внимательнее друг к другу. Те, кто был растерян, плохо учился, втянувшись в мероприятия, начинают лучше успевать в учебе. Творчество – хороший стимул. Особенно это важно для иностранных студентов. В первую очередь, для них это – дополнительная возможность изучения русского языка. Например, вьетнамские студенты, едва приехав во Владивосток, на наших репетициях начали понимать происходящее без слов. В неформальной обстановке им легче вникнуть в культуру и обычаи России, а также – поделиться своими традициями. Одним из важных показателей этой работы заключается в том, что в институте устанавливается здоровая интернациональная атмосфера, благотворно сказывающаяся на учебе.

Результаты: абсолютный показатель успеваемости студентов в прошлом учебном году составил 90%. Защита дипломов на «отлично» и «хорошо» 95%. Студенты активно участвуют в университетских мероприятиях, иностранцы ладят между собой и быстрее, чем обычно постигают русский язык и российские обычаи.

Информационный центр ОИУ МГУ

24 января 2013 года