Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru

О внедрении концепции е-Навигации в образовательный процесс

На протяжении многих лет в Морском государственном университете им. адмирала Г.И. Невельского разрабатывается программа более широкого внедрения е-Навигации в образовательные дисциплины для курсантов судоводительского факультета и исследовательскую работу профессорско-преподавательского состава. Программа предусматривает реализацию ряда проектов, в первую очередь, разработку отдельного спецкурса для курсантов и плавсостава и создание специализированного тренажерного класса, оснащенного соответствующими приборами и программным обеспечением. Запланировано создание межкафедральной лаборатории, цель деятельности которой – аккумуляция актуальной информации по данной теме, проведение исследовательской и методологической работы.

Внедрение новых технологий коренным образом изменило практику работы судоводителей, что потребовало внесения изменений в идеологию современной навигации и, в более широком смысле, судоходства.

Общий смысл термина е-Навигация (e-Navigation, где буква «е» означает «enhanced», т. е. «расширенная») предполагает формирование такой концепции навигации, которая бы удешевила и облегчила процесс управления судном в рейсе, а также позволила бы реализовать дополнительные возможности, предоставляемые новой техникой.

В декабре 2005 года на 81-й сессии Комитета по безопасности мореплавания ИМО была разработана стратегия применения существующих и перспективных навигационных технологий и инструментов, в частности, электронных средств в рамках единой структурированной системы и было принято решение разработать стандарты е-Навигации. Было предложено следующее определение: e-Навигация – это гармонизированный сбор, интеграция, обмен и воспроизведение судоходной информации на судах и в береговых службах с использованием электронных средств с целью улучшения навигации «от причала к причалу», обеспечения безопасности мореплавания и спасания на море и защиты морской окружающей среды.

Цель создания е-Навигации заключается в решении трех задач: эффективная навигация, повышение уровня безопасности мореплавания и защита морской среды.

При этом выделены семь основных составляющих, реализация которых как на судах, так и в береговых службах обеспечит создание безопасной и всеобъемлющей системы е-Навигации:

  • точные исчерпывающие современные электронные карты и источники информации о погоде;

  • точные и надежные электронные системы позиционирования;

  • формирование в электронном формате информации о маршруте, курсе, маневренных элементах судов и т. п.;

  • передача координат и навигационной информации с использованием АИС в режимах «судно-судно», «судно-берег» и «берег-судно»;

  • воспроизведение информации на судах и в береговых службах с использованием интегрированных дисплеев и ЭКНИС;

  • приоритизация информации и формирование предупредительной и тревожной сигнализации на судне и на берегу при возникновении опасных ситуаций;

  • передача сигналов бедствия и информации, касающейся безопасности мореплавания.

Эти составляющие должны быть реализованы на интегрированной основе с учетом их взаимного влияния друг на друга. При этом предполагается, что возможности е-Навигации будут интересны и для судовладельцев, и для операторов судов, и для различных служб, связанных с судоходством.

Очевидно, что внедрение в практику судовождения принципов е-Навигации потребует коренного пересмотра программ подготовки судоводителей. При этом потребуется найти и соблюсти необходимый баланс между методами традиционной навигации и е-Навигации. Некоторыми специалистами высказывается вполне обоснованное мнение, что чрезмерное увлечение при подготовке судоводителей методами е-Навигации чревато повышенным риском неправильных действий в случае вынужденного перехода на методы традиционной навигации.

Кроме того, тенденции развития современного судоходства приведут к следующим последствиям, которые необходимо учитывать при реализации концепции е-Навигации:

  • ещё большее значение приобретёт необходимость эффективного управления обменом большим количеством информации между судами и между судами и береговыми службами;

  • развитие технологий сделает возможным обнаружение, идентификацию и точное сопровождение судов за пределами зон действия существующих систем управления движением судов. Появятся системы дальнего обнаружения и сопровождения, а также наземные и спутниковые системы приема сигналов АИС;

  • всё большее значение для безопасного управления судоходством, в том числе и с помощью систем управления движением судов будет приобретать всеобъемлющая и эффективная оценка рисков;

  • возрастёт вероятность того, что в управлении судном всё большее значение будут приобретать «указания» по аналогии с управлением воздушным движением, а не просто информирование и выдача рекомендаций;

  • возрастёт вероятность более широкой и углублённой подготовки береговых операторов и супервайзеров;

  • в районах оживлённого мореплавания и в местах совместной заинтересованности коммерческого и рекреационного судоходства может возникнуть необходимость в дополнительных мерах по управлению прогулочным и малым флотом с целью обеспечения надлежащего уровня безопасности плавания.