Внимание! Возможно содержимое еще в процессе переноса.
Если вы не нашли искомой информации на этой странице, посмотрите старую версию сайта
Эта страница на old.msun.ru

Тренажерное оборудование для подготовки специалистов морского флота

Тренажер управления судном представляет собой полную имитацию нескольких взаимосвязанных ходовых мостиков судна, укомплектованных реальными органами управления, позволяющие использовать различные современные системы маневрирования (ДП-система динамического позиционирования, азиподные движители, подруливающие устройства, ВРШ и тд.). На тренажере отрабатываются практические навыки по управлению:

  • всеми типами судов в различных погодных условиях;

  • судами во время швартовных операций;

  • при плавании на мелководье и в узкостях;

  • при выполнении бункеровочных операций в море;

  • судами в ледовой обстановке.

Использование нескольких взаимосвязанных ходовых мостиков и соединенного с ними тренажера подготовки операторов системы управления движением судов позволяет отрабатывать задачи связанные с расхождением судов, маневрированием, в конкретных акваториях портов и районах земного шара.

Тренажер ГМССБ должен моделировать связь судно-судно и судно-берег, используя крайне реалистичные симулируемые системы наземной и спутниковой связи. Обучающийся должен иметь возможность ознакомиться с различным оборудованием ГМССБ для связи при бедствии и связи общего назначения. Тренажер должен имитировать оборудование ГМССБ компаний S.P. Radio, Thrane&Thrane и других производителей.

Должен обеспечивать точную имитацию следующего реального оборудования:

  • полный набор оборудования SAILOR 5000;

  • оборудование радиосвязи компании S.P. Radio/Thrane&Thrane трех разных типов: SAILOR Compact 2000, SAILOR System 4000, а также SAILOR 5000. Также возможно использование УКВ ЦИВ радиостанции FURUNO FM-8800S;

  • поисково-спасательный ответчик АИС от компании Jotron в соответствии с требованиями резолюции ММО MSC. 256 (84).

Каждое рабочее место обучаемого может быть дополнительно оборудовано компактной консолью Транзас, включающей реальные контрольные панели приборов системы SAILOR Program 4000.

Функциональность:

  • полная имитация радиосвязи УКВ/ПВ/КВ в режимах ЦИВ, телефонии, телекса и спутниковой связи в режимах телефонии, телекса, телефонии и электронной почты между рабочими местами (судами), а также с береговыми радиостанциями в автоматическом и полуавтоматическом (с участием инструктора) режимах для любых районов судоходства;

  • имитация передачи сообщений по безопасности мореплавания через службы SafetyNET, NAVTEX и на частотах КВУБПЧ;

  • имитация распространения радиоволн с использованием модели радиоэфира, в которой учитывается частотный диапазон, время суток и расстояние между станциями;

  • проведение операций по поиску и спасению людей с применением радара для обнаружения меток SART, предусматривающим оперативную смену курса и скорости судна;

  • электронная карта, отображающая базы береговых станций, морские районы ГМССБ, районов поиска и спасания, а также возможности оценить дальность радиосвязи в зависимости от выбранного диапазона связи;

  • функция смены режима работы с сетевого на автономный должна позволять проводить самообучение в режимах демонстрации, теста и экзамена;

  • обеспечение записи и воспроизведения сеансов радиотелефонной связи;

  • имитация приемопередатчика АИС класса А с отображением данных АИС и АИС-SART на радаре BridgeMaster E;

  • имитация системы Inmarsat SAILOR 250 FleetBroadBand;

  • имитация приемника ГЛОНАСС/GPS.

Тренажер радиолокационной подготовки должен обеспечивать выработку стереотипа действий и закрепления практических навыков при ведении ручного графического и графо-аналитического счисления пути судна и при выполнении обсерваций на морской навигационной карте.
Должен обеспечивать варианты счисления:

  • основным способом (гирокомпас и лаг);

  • резервным способом (гирокомпас и скорость по оборотам двигателя);

  • аварийным способом (магнитный компас и скорость по оборотам двигателя).

Тренажер должен позволять проводить обучение в соответствии с разными уровнями подготовленности обучаемых и решать следующие задачи:

  • счисление пути судна с учетом дрейфа и течения;

  • определение места судна по пеленгам и дистанциям;

  • определение места судна по радиолокационным ориентирам;

  • определение места судна по горизонтальным углам (смежные и несмежные пары ориентиров);

  • обсервации по фазовым и импульсно-фазовым радионавигационным системам;

  • определение места судна крюйс-способом;

  • обсервации астрономическими способами (2 линии положения по Солнцу, 2/3/4 линии положения по звездам, обсервации по Луне и планетам, комплексирование линий положения);

  • решение задач предварительного расчета маршрута на электронной карте с дальнейшим плаванием по разработанному маршруту в режиме online.

Тренажер навигационной прокладки имитирует судовое радиолокационное оборудование работающее на специализированном программном обеспечение установленном на персональные компьютеры (сеть) и состоит из рабочего места преподавателя и рабочих мест обучаемых (от 1 до 32).

Рабочее место преподавателя должно позволять автоматически формировать задания по созданию навигационной прокладки на основе электронной навигационной карты. Текстовое задание формируется по мере создания эталонной навигационной прокладки. Эталонная прокладка рассчитывается автоматически и отображается на АРМ преподавателя с соответствующими подписями, метками времени, треугольниками скоростей, радиусами циркуляции. Преподаватель может задавать уровень сложности задачи, изменять тип и проект судна для каждого упражнения, а также вести журнал успеваемости.

Рабочее место обучаемого включает:

  • имитатор навигационной приборной панели, отображающей вводные, по назначенному преподавателем заданию;

  • электронное текстовое задание;

  • штурманский стол с комплектом бумажных карт.

В зависимости от уровня подготовленности обучаемому должны быть доступны закладки с панелями навигационной радиолокационной станции, радионавигационных приборов, визуализации для обеспечения обсервации по визуальным ориентирам и астрономическими способами.

Тренажер ЭКНИС (электронные картографические навигационные системы) позволяет морякам изучить все нюансы работы с электронными картами, включая создание и проработку маршрутов, ведение полноценной навигационной прокладки без бумажных навигационных карт, производство корректуры электронных карт, а также принципы отображения различной информации. В составе тренажера содержится обширная коллекция электронных карт, покрывающая различные части мирового океана.

Функциональность:

  • система отображения электронных навигационных карт и информации;

  • система планирования маршрута;

  • система мониторинга маршрута и слежения за окружающими судно объектами;

  • система сигнализации;

  • система корректуры и обновления коллекции электронных карт;

  • система интеграции навигационного оборудования;

  • система контроля работы навигационных датчиков;

  • система архивации и восстановления записи навигационной информации;

  • переключение режимов плавания с морского (скорость в узлах, дальность в милях) на речной (скорость в км/час, дальность в км) и обратно в режиме реального плавания;

  • запись путевой информации;

  • расчет точки сближения с судном на речных криволинейных участках по информации АИС со встречного или обгоняемого (обгоняющего) судна;

  • буксировка объектов с дополнением на экране контура этого объекта по носу, корме, правому или левому борту;

  • фиксирование на основной панели значения пройденного километра и расстояния от него до текущего местоположения судна.

Морской тренажер включает в себя комплекс реального оборудования позволяющий отрабатывать навыки по:

  • личному выживанию в море;

  • использованию коллективных спасательных средств;

  • использованию индивидуальных спасательных средств;

  • подъему людей из воды с помощью вертолета;

  • подводному выходу их аварийного вертолета;

  • процедурам и организации борьбы с пожаром;

  • использованию судового противопожарного оборудования;

  • использованию дыхательных аппаратов;

  • отработке навыков движения и спасания людей в задымленных судовых помещениях;

  • оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу.

Тренажер состоит из трех блоков:

  • закрытый бассейн с зеркалом воды 25х30 м глубиной от 1.2м до 4м, оснащенный спасательными плотами различных типов и вместимости, ветро и волногенератором, системами эвакуации людей с судов в экстренных ситуациях т.д.;

  • пожарный полигон открытого и закрытого типа, позволяющий вести подготовку судового персонала в течение всего года, включая осеннее-зимний период;

  • полигон коллективных спасательных средств, включая спасательные шлюпки гравитационного типа, шлюпки свободного падения и скоростные дежурные шлюпки.

Тренажер машинного отделения воссоздаёт высококачественную имитацию малооборотного и среднеоборотного судового двигателя реального судна. В дополнение к имитации полной судовой силовой установки, тренажер обеспечивает имитацию различных вспомогательных систем и компонентов машинного отделения. Система включает в себя такие важные компоненты, как дистанционное управление главным двигателем, локальные посты и панели контроля и управления, машинный телеграф, систему тревожной сигнализации, распределительные щиты электропитания, звуковые эффекты и т.д. Тренажер машинного отделения необходим для подготовки машинной команды в части изучения систем энергетических установок, отработки навыков несения вахты в ЦПУ и машинном отделении, углубленного анализа работы механизмов и пропульсивной установки судна, поиска неисправностей, настройки средств автоматики, отработки рабочих и аварийных ситуаций, отработки режимов оптимальной и экономичной эксплуатации судового оборудования.

Тренажер грузобалластных операций является эффективным средством подготовки квалифицированного персонала нефтеналивных судов различного типа. Предназначен для изучения устройства танкера (нефтяного, химовоза, газовоза), состава его технических средств и систем, обучения управлению системами и агрегатами, правильному выполнению технологических операций и получению навыков принятия грамотных решений в нормальных и аварийных эксплутационных условиях. Необходим для подготовки плавсостава для работы на нефтяных танкерах (включая LCC и VLCC), танкерах-химовозах, танкерах-газовозах типа LPG и LNG (включая сферические и мембранные LNG). На тренажере изучают устройство танкера, состав его технических средств, систем мониторинга параметров и систем сигнализации; отрабатывают практические навыки по правильному выполнению технологических операций в нормальных и аварийных эксплутационных условиях, навыки управления системами и агрегатами. Помимо компьютерной модели тренажер включает имитацию пульта управления грузовыми операциями (ПУГО) нефтеналивного танкера и танкера-газовоза при помощи, которой операторы поста управления отрабатывают навыки управления системами танкеров и контроля параметров.

Функциональные возможности:

  • система управления грузом;

  • ёмкости, прочность корпуса и загрузка судна на тренажёре рассчитываются системой калькулятора груза;

  • разные виды груза;

  • возможность выбора разных видов груза из базы тренажера;

  • операции должны выполняются для всех видов груза;

  • графический интерфейс пользователя оптимизирован для ознакомления с принципами работы всей системы для того, чтобы дать практический опыт работы с оборудованием;

  • главные агрегаты танкера представлены как трёхмерные объекты, в которых показаны поперечные разрезы отдельных узлов;

  • для иллюстрирования текущих процессов использована компьютерная мультипликация.

Тренажер крановых операций предназначен для обучения управлению наиболее распространенными типами современных кранов и выработки у операторов рефлексной моторики при управлении выбранной моделью крана как в штатных, так и в критических ситуациях.

Тренажер должен предусматривать:

  • наличие 3 самостоятельных сценариев (для причального, складского, железнодорожного перегружателей) с возможностью уточнения индивидуальных характеристик оборудования,

  • возможность создания дополнительных портов/районов портов для упражнений с помощью встроенного инструмента Model Wizard;

  • систему автоматической оценки компетенции обучаемых специалистов;

  • возможность интеграции с навигационным тренажером судового мостика с системой контроля остойчивости судна, а также тренажером грузобалластных и технологических операций.

Функциональные возможности.

На тренажере должна быть предусмотрена отработка основных операций с грузами при разной видимости и помехах в грузовых операциях, включая:

  • безопасное перемещение груза в контейнерах различных типов,

  • обеспечения сохранности контейнеров и береговых объектов,

  • оптимальную траекторию движения и эффективные приемы и последовательность операций по перегрузке контейнеров,

  • способы минимизации нагрузок на конструкцию, количества управляющих воздействий и обеспечения допустимой динамики перемещения груза,

  • действия в критических ситуациях: аварийная остановка, аварийное опускание груза, потеря груза, потеря питания, перегрузка, сильный ветер.

Должно быть предусмотрено обучение в индивидуальном и групповом режимах. Инструктор должен иметь возможность задавать неисправности и трудности управления в процессе выполнения упражнения обучаемым и управлять работой вибросистемы подвижной платформы.

Моделируемые краны:

  • STS – контейнерный перегружатель судно-берег. Прототипом для моделирования является кран «IR8193» фирмы Liebherr (высота подъема над поверхностью причала 30-40 м, грузоподъемность 35-40т).

  • RMG – контейнерный перегружатель на рельсовом ходу. Прототипом для моделирования является кран «Барс» ЗАО «СММ» (высота подъема над головкой рельса 15-20 м, грузоподъемность под спредером 35-40 т).

  • RTG – контейнерный перегружатель на пневмоколесном ходу. Прототипом для моделирования является кран фирмы «Konecranes» (Высота подъема над головкой рельса 12-21 м, грузоподъемность под спредером 40-50 т).

Математическая модель кранов основана на реальных физических свойствах соответствующего оборудования.

Моделируемые грузы:

  • сухогрузы;

  • контейнеры Open top;

  • рефрижераторные контейнеры;

  • танк-контейнеры (цистерны).

Визуализация окружающей среды.

Для моделирования кранов, транспортных средств, площадок хранения, судов, груза и пр. в тренажере используются высококачественные модели, обеспечивающие динамичное трехмерное отображение в реальном масштабе времени. На секционном экране или на центральном мониторе обучаемый должен видеть трехмерное изображение окружающей обстановки, включающей в себя: макеты рельефа местности, причала, водной поверхности, разгружаемого судна, неподвижных и подвижных объектов порта, грузов различной формы и размеров, рабочих механизмов для перемещения грузов по территории порта, части самого крана, которые видимы из кабины оператора крана.
Сцена воспроизводится с соответствии с заданным инструктором временем суток, освещением, и погодными условиями.

Дополнительные системы.

  • Звуковая система, позволяющая воспроизводить звуки и шумы порта, работы механизмов крана в исправном и неисправном состоянии, сигналы систем оповещения.

  • Переговорное устройство Интерком, обеспечивающее связь обучаемого из кабины на подвижной платформе с рабочим местом инструктора.

Особенностью модели палубного крана является возможность отработки навыков управления с учетом имитации качки как судна, на которое происходит погрузка, так и самой буровой платформы, на которой устанавливается кран.

Многофункциональные классы включают в себя тренажеры для подготовки специалистов нефте-газодобывающей отрасли. В состав многофункциональных классов входят компьютерные модели полупогружной буровой установки, технологической платформы и тренажер управления при ЧС.

Модель полупогружной буровой установки позволяет подготовить морских специалистов и специалистов отвечающих за технологическое оборудование платформы. Тренажер позволяет решать задачи, связанных с транспортировкой стационарных буровых платформ к месту их работы, задачи навигационно-гидравлического взаимодействия стационарной/полупогружной платформы в процессе грузовых/швартовых операций, а также управления процессами добычи и доведения нефти до параметров экспортного качества.

При работе на тренажере специалисты приобретают следующие практические навыки:

  • проведение спуско-подъемных операций;

  • бурение скважины;

  • спуск труб в скважину под давлением;

  • проведение опрессовок;

  • управление буровой бригадой;

  • предотвращение газонефтеводопроявлений;

  • управление скважиной при газонефтеводопроявлении;

  • проведение операции цементирования скважины;

  • проведение испытания бурильной колонны;

  • спуск обсадной колонны;

  • глушение действующей скважины;

  • освоение скважины после КРС.

Тренажер морской ледостойкой стационарной платформы предназначен для подготовки квалифицированного персонала технологических платформ, ответственного за добычу нефтяных запасов, подготовку нефти для транспортировки, хранение нефти и периодическую отгрузку ее на челночные танкеры.

Имеет следующие функциональные возможности:

  • отображение технологического процесса добычи нефти;

  • демонстрация процесса извлечения нефти из продуктивного горизонта;

  • управление погружными электроцентробежными насосами для подъема скважинного флюида на платформу, имитация работы с оборудованием устья скважин;

  • управление пластовым давлением путем закачки воды.

На тренажере специалисты отрабатываю навыки:

  • по управлению системой доведения нефти до необходимых экспортных параметров;

  • по выполнению операций с газом, который поступает от сепараторов нефти;

  • по управлению системой хранения и транспортировки нефти через систему учета, а затем через шланговочные устройства на танкера арктического класса.

Тренажер по отработке действий в чрезвычайных ситуациях применяется для тренировки и обучения персонала и командного состава взаимодействующих служб в моделируемых аварийных ситуациях таких как: нефтяные разливы, аварии на потенциально опасных объектах, операции поиска и спасения при морских и авиационных катастрофах.
Функциональные возможности:

  • моделирование и воспроизведение ЧС, имевших место в реальности, а также выполнение реалистичных упражнений и проведение учений;

  • автоматическое отслеживание и графическое отображение развернутых сил и средств и ЧС в целом с использованием навигационных карт;

  • прогнозирование с помощью математического моделирования траектории движения, испарения, взаимодействия с берегом и потенциально опасного воздействия разлива нефти или химического продукта на акваториях, а также степени угрозы токсичных субстанций в воздухе в результате разлива химических веществ, на основе блока AХОВ, разработанного ФЦ ВНИИ ГО ЧС;

  • содержит базы данных по силам и средствам, погодным условиям, течениям, зонам риска и природоохранным зонам, воспроизводит события сценария упражнения, регистрирует события в журнале;

  • позволяет осуществлять прием информации от различных источников;

  • возможность подключения к АИС и GPS для последующего получения информации.

Вся тренажерная подготовка плавсостава осуществляется в соответствии с международными (МК ПДНВ-78 с поправками, OPITO) и национальными (приказы МИНТРАНСА РФ №32 и 62), требованиями по программам обучения, разработанные на основе типовых программ с использованием Модельных курсов ИМО.