Тренажерное оборудование для подготовки специалистов морского флота

Тренажер управления судном представляет собой полную имитацию нескольких взаимосвязанных ходовых мостиков судна, укомплектованных реальными органами управления, позволяющие использовать различные современные системы маневрирования (ДП-система динамического позиционирования, азиподные движители, подруливающие устройства, ВРШ и тд.). На тренажере отрабатываются практические навыки по управлению:

  • всеми типами судов в различных погодных условиях;

  • судами во время швартовных операций;

  • при плавании на мелководье и в узкостях;

  • при выполнении бункеровочных операций в море;

  • судами в ледовой обстановке.

Использование нескольких взаимосвязанных ходовых мостиков и соединенного с ними тренажера подготовки операторов системы управления движением судов позволяет отрабатывать задачи связанные с расхождением судов, маневрированием, в конкретных акваториях портов и районах земного шара.

Тренажер ГМССБ должен моделировать связь судно-судно и судно-берег, используя крайне реалистичные симулируемые системы наземной и спутниковой связи. Обучающийся должен иметь возможность ознакомиться с различным оборудованием ГМССБ для связи при бедствии и связи общего назначения. Тренажер должен имитировать оборудование ГМССБ компаний S.P. Radio, Thrane&Thrane и других производителей.

Должен обеспечивать точную имитацию следующего реального оборудования:

  • полный набор оборудования SAILOR 5000;

  • оборудование радиосвязи компании S.P. Radio/Thrane&Thrane трех разных типов: SAILOR Compact 2000, SAILOR System 4000, а также SAILOR 5000. Также возможно использование УКВ ЦИВ радиостанции FURUNO FM-8800S;

  • поисково-спасательный ответчик АИС от компании Jotron в соответствии с требованиями резолюции ММО MSC. 256 (84).

Каждое рабочее место обучаемого может быть дополнительно оборудовано компактной консолью Транзас, включающей реальные контрольные панели приборов системы SAILOR Program 4000.

Функциональность:

  • полная имитация радиосвязи УКВ/ПВ/КВ в режимах ЦИВ, телефонии, телекса и спутниковой связи в режимах телефонии, телекса, телефонии и электронной почты между рабочими местами (судами), а также с береговыми радиостанциями в автоматическом и полуавтоматическом (с участием инструктора) режимах для любых районов судоходства;

  • имитация передачи сообщений по безопасности мореплавания через службы SafetyNET, NAVTEX и на частотах КВУБПЧ;

  • имитация распространения радиоволн с использованием модели радиоэфира, в которой учитывается частотный диапазон, время суток и расстояние между станциями;

  • проведение операций по поиску и спасению людей с применением радара для обнаружения меток SART, предусматривающим оперативную смену курса и скорости судна;

  • электронная карта, отображающая базы береговых станций, морские районы ГМССБ, районов поиска и спасания, а также возможности оценить дальность радиосвязи в зависимости от выбранного диапазона связи;

  • функция смены режима работы с сетевого на автономный должна позволять проводить самообучение в режимах демонстрации, теста и экзамена;

  • обеспечение записи и воспроизведения сеансов радиотелефонной связи;

  • имитация приемопередатчика АИС класса А с отображением данных АИС и АИС-SART на радаре BridgeMaster E;

  • имитация системы Inmarsat SAILOR 250 FleetBroadBand;

  • имитация приемника ГЛОНАСС/GPS.

Тренажер радиолокационной подготовки должен обеспечивать выработку стереотипа действий и закрепления практических навыков при ведении ручного графического и графо-аналитического счисления пути судна и при выполнении обсерваций на морской навигационной карте.
Должен обеспечивать варианты счисления:

  • основным способом (гирокомпас и лаг);

  • резервным способом (гирокомпас и скорость по оборотам двигателя);

  • аварийным способом (магнитный компас и скорость по оборотам двигателя).

Тренажер должен позволять проводить обучение в соответствии с разными уровнями подготовленности обучаемых и решать следующие задачи:

  • счисление пути судна с учетом дрейфа и течения;

  • определение места судна по пеленгам и дистанциям;

  • определение места судна по радиолокационным ориентирам;

  • определение места судна по горизонтальным углам (смежные и несмежные пары ориентиров);

  • обсервации по фазовым и импульсно-фазовым радионавигационным системам;

  • определение места судна крюйс-способом;

  • обсервации астрономическими способами (2 линии положения по Солнцу, 2/3/4 линии положения по звездам, обсервации по Луне и планетам, комплексирование линий положения);

  • решение задач предварительного расчета маршрута на электронной карте с дальнейшим плаванием по разработанному маршруту в режиме online.

Тренажер навигационной прокладки имитирует судовое радиолокационное оборудование работающее на специализированном программном обеспечение установленном на персональные компьютеры (сеть) и состоит из рабочего места преподавателя и рабочих мест обучаемых (от 1 до 32).

Рабочее место преподавателя должно позволять автоматически формировать задания по созданию навигационной прокладки на основе электронной навигационной карты. Текстовое задание формируется по мере создания эталонной навигационной прокладки. Эталонная прокладка рассчитывается автоматически и отображается на АРМ преподавателя с соответствующими подписями, метками времени, треугольниками скоростей, радиусами циркуляции. Преподаватель может задавать уровень сложности задачи, изменять тип и проект судна для каждого упражнения, а также вести журнал успеваемости.

Рабочее место обучаемого включает:

  • имитатор навигационной приборной панели, отображающей вводные, по назначенному преподавателем заданию;

  • электронное текстовое задание;

  • штурманский стол с комплектом бумажных карт.

В зависимости от уровня подготовленности обучаемому должны быть доступны закладки с панелями навигационной радиолокационной станции, радионавигационных приборов, визуализации для обеспечения обсервации по визуальным ориентирам и астрономическими способами.

Тренажер ЭКНИС (электронные картографические навигационные системы) позволяет морякам изучить все нюансы работы с электронными картами, включая создание и проработку маршрутов, ведение полноценной навигационной прокладки без бумажных навигационных карт, производство корректуры электронных карт, а также принципы отображения различной информации. В составе тренажера содержится обширная коллекция электронных карт, покрывающая различные части мирового океана.

Функциональность:

  • система отображения электронных навигационных карт и информации;

  • система планирования маршрута;

  • система мониторинга маршрута и слежения за окружающими судно объектами;

  • система сигнализации;

  • система корректуры и обновления коллекции электронных карт;

  • система интеграции навигационного оборудования;

  • система контроля работы навигационных датчиков;

  • система архивации и восстановления записи навигационной информации;

  • переключение режимов плавания с морского (скорость в узлах, дальность в милях) на речной (скорость в км/час, дальность в км) и обратно в режиме реального плавания;

  • запись путевой информации;

  • расчет точки сближения с судном на речных криволинейных участках по информации АИС со встречного или обгоняемого (обгоняющего) судна;

  • буксировка объектов с дополнением на экране контура этого объекта по носу, корме, правому или левому борту;

  • фиксирование на основной панели значения пройденного километра и расстояния от него до текущего местоположения судна.

Морской тренажер включает в себя комплекс реального оборудования позволяющий отрабатывать навыки по:

  • личному выживанию в море;

  • использованию коллективных спасательных средств;

  • использованию индивидуальных спасательных средств;

  • подъему людей из воды с помощью вертолета;

  • подводному выходу их аварийного вертолета;

  • процедурам и организации борьбы с пожаром;

  • использованию судового противопожарного оборудования;

  • использованию дыхательных аппаратов;

  • отработке навыков движения и спасания людей в задымленных судовых помещениях;

  • оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу.

Тренажер состоит из трех блоков:

  • закрытый бассейн с зеркалом воды 25х30 м глубиной от 1.2м до 4м, оснащенный спасательными плотами различных типов и вместимости, ветро и волногенератором, системами эвакуации людей с судов в экстренных ситуациях т.д.;

  • пожарный полигон открытого и закрытого типа, позволяющий вести подготовку судового персонала в течение всего года, включая осеннее-зимний период;

  • полигон коллективных спасательных средств, включая спасательные шлюпки гравитационного типа, шлюпки свободного падения и скоростные дежурные шлюпки.

Тренажер машинного отделения воссоздаёт высококачественную имитацию малооборотного и среднеоборотного судового двигателя реального судна. В дополнение к имитации полной судовой силовой установки, тренажер обеспечивает имитацию различных вспомогательных систем и компонентов машинного отделения. Система включает в себя такие важные компоненты, как дистанционное управление главным двигателем, локальные посты и панели контроля и управления, машинный телеграф, систему тревожной сигнализации, распределительные щиты электропитания, звуковые эффекты и т.д. Тренажер машинного отделения необходим для подготовки машинной команды в части изучения систем энергетических установок, отработки навыков несения вахты в ЦПУ и машинном отделении, углубленного анализа работы механизмов и пропульсивной установки судна, поиска неисправностей, настройки средств автоматики, отработки рабочих и аварийных ситуаций, отработки режимов оптимальной и экономичной эксплуатации судового оборудования.

Тренажер грузобалластных операций является эффективным средством подготовки квалифицированного персонала нефтеналивных судов различного типа. Предназначен для изучения устройства танкера (нефтяного, химовоза, газовоза), состава его технических средств и систем, обучения управлению системами и агрегатами, правильному выполнению технологических операций и получению навыков принятия грамотных решений в нормальных и аварийных эксплутационных условиях. Необходим для подготовки плавсостава для работы на нефтяных танкерах (включая LCC и VLCC), танкерах-химовозах, танкерах-газовозах типа LPG и LNG (включая сферические и мембранные LNG). На тренажере изучают устройство танкера, состав его технических средств, систем мониторинга параметров и систем сигнализации; отрабатывают практические навыки по правильному выполнению технологических операций в нормальных и аварийных эксплутационных условиях, навыки управления системами и агрегатами. Помимо компьютерной модели тренажер включает имитацию пульта управления грузовыми операциями (ПУГО) нефтеналивного танкера и танкера-газовоза при помощи, которой операторы поста управления отрабатывают навыки управления системами танкеров и контроля параметров.

Функциональные возможности:

  • система управления грузом;

  • ёмкости, прочность корпуса и загрузка судна на тренажёре рассчитываются системой калькулятора груза;

  • разные виды груза;

  • возможность выбора разных видов груза из базы тренажера;

  • операции должны выполняются для всех видов груза;

  • графический интерфейс пользователя оптимизирован для ознакомления с принципами работы всей системы для того, чтобы дать практический опыт работы с оборудованием;

  • главные агрегаты танкера представлены как трёхмерные объекты, в которых показаны поперечные разрезы отдельных узлов;

  • для иллюстрирования текущих процессов использована компьютерная мультипликация.

Тренажер крановых операций предназначен для обучения управлению наиболее распространенными типами современных кранов и выработки у операторов рефлексной моторики при управлении выбранной моделью крана как в штатных, так и в критических ситуациях.

Тренажер должен предусматривать:

  • наличие 3 самостоятельных сценариев (для причального, складского, железнодорожного перегружателей) с возможностью уточнения индивидуальных характеристик оборудования,

  • возможность создания дополнительных портов/районов портов для упражнений с помощью встроенного инструмента Model Wizard;

  • систему автоматической оценки компетенции обучаемых специалистов;

  • возможность интеграции с навигационным тренажером судового мостика с системой контроля остойчивости судна, а также тренажером грузобалластных и технологических операций.

Функциональные возможности.

На тренажере должна быть предусмотрена отработка основных операций с грузами при разной видимости и помехах в грузовых операциях, включая:

  • безопасное перемещение груза в контейнерах различных типов,

  • обеспечения сохранности контейнеров и береговых объектов,

  • оптимальную траекторию движения и эффективные приемы и последовательность операций по перегрузке контейнеров,

  • способы минимизации нагрузок на конструкцию, количества управляющих воздействий и обеспечения допустимой динамики перемещения груза,

  • действия в критических ситуациях: аварийная остановка, аварийное опускание груза, потеря груза, потеря питания, перегрузка, сильный ветер.

Должно быть предусмотрено обучение в индивидуальном и групповом режимах. Инструктор должен иметь возможность задавать неисправности и трудности управления в процессе выполнения упражнения обучаемым и управлять работой вибросистемы подвижной платформы.

Моделируемые краны:

  • STS – контейнерный перегружатель судно-берег. Прототипом для моделирования является кран «IR8193» фирмы Liebherr (высота подъема над поверхностью причала 30-40 м, грузоподъемность 35-40т).

  • RMG – контейнерный перегружатель на рельсовом ходу. Прототипом для моделирования является кран «Барс» ЗАО «СММ» (высота подъема над головкой рельса 15-20 м, грузоподъемность под спредером 35-40 т).

  • RTG – контейнерный перегружатель на пневмоколесном ходу. Прототипом для моделирования является кран фирмы «Konecranes» (Высота подъема над головкой рельса 12-21 м, грузоподъемность под спредером 40-50 т).

Математическая модель кранов основана на реальных физических свойствах соответствующего оборудования.

Моделируемые грузы:

  • сухогрузы;

  • контейнеры Open top;

  • рефрижераторные контейнеры;

  • танк-контейнеры (цистерны).

Визуализация окружающей среды.

Для моделирования кранов, транспортных средств, площадок хранения, судов, груза и пр. в тренажере используются высококачественные модели, обеспечивающие динамичное трехмерное отображение в реальном масштабе времени. На секционном экране или на центральном мониторе обучаемый должен видеть трехмерное изображение окружающей обстановки, включающей в себя: макеты рельефа местности, причала, водной поверхности, разгружаемого судна, неподвижных и подвижных объектов порта, грузов различной формы и размеров, рабочих механизмов для перемещения грузов по территории порта, части самого крана, которые видимы из кабины оператора крана.
Сцена воспроизводится с соответствии с заданным инструктором временем суток, освещением, и погодными условиями.

Дополнительные системы.

  • Звуковая система, позволяющая воспроизводить звуки и шумы порта, работы механизмов крана в исправном и неисправном состоянии, сигналы систем оповещения.

  • Переговорное устройство Интерком, обеспечивающее связь обучаемого из кабины на подвижной платформе с рабочим местом инструктора.

Особенностью модели палубного крана является возможность отработки навыков управления с учетом имитации качки как судна, на которое происходит погрузка, так и самой буровой платформы, на которой устанавливается кран.

Многофункциональные классы включают в себя тренажеры для подготовки специалистов нефте-газодобывающей отрасли. В состав многофункциональных классов входят компьютерные модели полупогружной буровой установки, технологической платформы и тренажер управления при ЧС.

Модель полупогружной буровой установки позволяет подготовить морских специалистов и специалистов отвечающих за технологическое оборудование платформы. Тренажер позволяет решать задачи, связанных с транспортировкой стационарных буровых платформ к месту их работы, задачи навигационно-гидравлического взаимодействия стационарной/полупогружной платформы в процессе грузовых/швартовых операций, а также управления процессами добычи и доведения нефти до параметров экспортного качества.

При работе на тренажере специалисты приобретают следующие практические навыки:

  • проведение спуско-подъемных операций;

  • бурение скважины;

  • спуск труб в скважину под давлением;

  • проведение опрессовок;

  • управление буровой бригадой;

  • предотвращение газонефтеводопроявлений;

  • управление скважиной при газонефтеводопроявлении;

  • проведение операции цементирования скважины;

  • проведение испытания бурильной колонны;

  • спуск обсадной колонны;

  • глушение действующей скважины;

  • освоение скважины после КРС.

Тренажер морской ледостойкой стационарной платформы предназначен для подготовки квалифицированного персонала технологических платформ, ответственного за добычу нефтяных запасов, подготовку нефти для транспортировки, хранение нефти и периодическую отгрузку ее на челночные танкеры.

Имеет следующие функциональные возможности:

  • отображение технологического процесса добычи нефти;

  • демонстрация процесса извлечения нефти из продуктивного горизонта;

  • управление погружными электроцентробежными насосами для подъема скважинного флюида на платформу, имитация работы с оборудованием устья скважин;

  • управление пластовым давлением путем закачки воды.

На тренажере специалисты отрабатываю навыки:

  • по управлению системой доведения нефти до необходимых экспортных параметров;

  • по выполнению операций с газом, который поступает от сепараторов нефти;

  • по управлению системой хранения и транспортировки нефти через систему учета, а затем через шланговочные устройства на танкера арктического класса.

Тренажер по отработке действий в чрезвычайных ситуациях применяется для тренировки и обучения персонала и командного состава взаимодействующих служб в моделируемых аварийных ситуациях таких как: нефтяные разливы, аварии на потенциально опасных объектах, операции поиска и спасения при морских и авиационных катастрофах.
Функциональные возможности:

  • моделирование и воспроизведение ЧС, имевших место в реальности, а также выполнение реалистичных упражнений и проведение учений;

  • автоматическое отслеживание и графическое отображение развернутых сил и средств и ЧС в целом с использованием навигационных карт;

  • прогнозирование с помощью математического моделирования траектории движения, испарения, взаимодействия с берегом и потенциально опасного воздействия разлива нефти или химического продукта на акваториях, а также степени угрозы токсичных субстанций в воздухе в результате разлива химических веществ, на основе блока AХОВ, разработанного ФЦ ВНИИ ГО ЧС;

  • содержит базы данных по силам и средствам, погодным условиям, течениям, зонам риска и природоохранным зонам, воспроизводит события сценария упражнения, регистрирует события в журнале;

  • позволяет осуществлять прием информации от различных источников;

  • возможность подключения к АИС и GPS для последующего получения информации.

Вся тренажерная подготовка плавсостава осуществляется в соответствии с международными (МК ПДНВ-78 с поправками, OPITO) и национальными (приказы МИНТРАНСА РФ №32 и 62), требованиями по программам обучения, разработанные на основе типовых программ с использованием Модельных курсов ИМО.